Согласно известной поговорке, в России только две беды, однако не все знают, что одна из них регламентируется ГОСТом. Как бы комично ни звучало, но есть Госстандарт, определяющий допустимые размеры неровностей на дорожном покрытии.
Лужа, удар… пробили колесо, погнули диск или повредили подвеску… Даже если в результате попадания в яму никто не пострадал, это все равно считается ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. (1.2 ПДД РФ).
Порядок действий в такой ситуации, как и при "обычных" ДТП. Необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить специальный знак. Если нет пострадавших, водитель обязан освободить проезжую часть, конечно, если автомобиль остался на ходу.
Далее следует вызвать ГИБДД, и вам не должны отказать в выезде на место аварии. При этом на происшествие с ямой госавтоинспекторы могут ехать часами, поэтому при вызове лучше не сообщать, что вы въехали в яму.
Пока ожидаете ДПС:
- Поговорите с очевидцами. Если кто-то видел, как вы повредили автомобиль, возьмите контакты и попросите их, если потребуется, дать показания в суде.
- Осмотрите автомобиль и сфотографируйте все нанесенные повреждения. Можно использовать также записи с видеорегистраторов.
Внимательно следите за тем, чтобы сотрудник ГИБДД внес в протокол как можно больше сведений о ДТП: подробное описание повреждений, схему расположения транспортного средства, имена свидетелей, если таковые имеются. И не забудьте измерить яму вместе с сотрудниками ДПС.
ГОСТ под номером 50597-93 - на ямы на дорогах - один из стандартов, принятых в 2018 году для действенного функционирования транспортной сферы в России. Согласно документу, ямы на автодорогах считаются неприемлемыми, если:
- длина составляет 15 сантиметров и более
- ширина превышает 60 сантиметров
- глубина более 5 сантиметров
"Убить" колесо или тем более подвеску в такой ямке практически невозможно, поэтому необходимо точно измерить выбоину, отразить все параметры и зафиксировать превышение указанных норм.
Получить компенсацию от страховой компании вряд ли удастся - обычно договоры не предусматривают такие выплаты. Но все зависит от типа страховки автомобиля и имеющихся у него повреждений.
- Выплаты по ОСАГО возможны, если есть два или более участника дорожного происшествия. В этом случае есть страховая ответственность. В отношении дорожников она не действует. У каждой дороги есть балансодержатель, и на территории Омска за дороги общего пользования отвечает Управление дорожного хозяйства и благоустройства, - рассказала "Омск Здесь" юрист, руководитель ООО "АвтоЮрист Омск" Мария Кургузова. - По КАСКО все зависит от правил страхования, потому что сейчас во многих компаниях указано, что повреждения шин и колесных дисков от недостатков дороги не относятся к страховому случаю. Но в гражданском порядке в суде эти вещи иногда опровергаются.
Если вы хотите наказать организацию, обслуживающую данный участок дороги, то ее руководителей можно привлечь к административной ответственности. В этом случае на месте ДТП настаивайте на составлении сотрудниками ГИБДД акта выявленных недостатков в содержании дорог. Только в этом случае можно рассчитывать на компенсацию.
- Необходима экспертиза для определения ущерба, причиненного транспортному средству, чтобы в последующем обратиться в суд. Если в данном случае водитель не сможет сам составить исковое заявление и представлять свои интересы, то он обращается за юридической помощью. Без фиксации недостатков дороги говорить о том, что ущерб причинен по вине Управления дорожного хозяйства будет нельзя, - говорит автоюрист.
Конечно, если у вас есть время и, главное, терпение, рекомендуется направить в организацию, отвечающую за содержание дороги, претензию с требованием возместить ущерб. К ней необходимо приложить копию заключения эксперта и составленных на месте ДТП документов. Если в течение месяца ответа так и не последовало или пришел отказ, обращайтесь в суд.
Судья при этом будет смотреть главным образом на бумаги, поэтому важно, чтобы в справке о ДТП было написано, что вы не нарушали ПДД. Если суд примет решение в вашу пользу, вы сможете получить деньги не только на ремонт транспортного средства, но и на компенсацию судебных и юридических расходов.
- Сталкиваться с подобными ситуациями в нашей практике приходится довольно часто. Причем совсем недавно было выиграно дело, где сумма ущерба составила 300 тыс. рублей. Но исход зависит от того, насколько грамотно оформлены все документы на месте ДТП: как даны объяснения, все ли повреждения зафиксированы, есть ли показания свидетелей и наличие фото- и видеозаписей, - говорит Мария Кургузова.
Если просто пробил колесо, то легче заменить его и позже отремонтировать пробитое за свой счет, чем терять столько времени.
Советы конечно дельные, но так как компенсации добиться практически невозможно, чтобы не тратить нервы и время на беготню по инстанциям, проще и быстрее заменить пробитое колесо за свой счет.
При небольшом ущербе - да, если же повреждения серьёзные, есть смысл и видеосъёмку провести, и свидетелей найти.