Вчера, 3 октября, в Омске прошло торжественное мероприятие, посвящённое Дню учителя. Почётными званиями были удостоены более 40 работников педагогической отрасли. Их имена и портреты пополнили галерею лучших педагогов региона. А сегодня в международном пресс-центре "МКР-Медиа" состоялась пресс-конференция, посвящённая профессиональному празднику, на которой не только прозвучали слова поздравлений, но и были подняты проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям.
Как отметила директор департамента образования Екатерина Спехова, в этом году из-за увеличения числа первоклассников потребность в учителях значительно возросла. На сегодняшний день открытыми остаются 190 вакансий, 132 из которых - в дошкольных учреждениях. Для организации полноценного учебного процесса требуются учителя начальных классов, а также педагоги по математике и иностранным языкам. Чтобы решить проблему с нехваткой кадров, профильный департамент ведёт сотрудничество с ОмГУ им. Достоевского, привлекая студентов на практику. Однако, по словам Спеховой, из-за низкого оклада учителей не все студенты соглашаются на дальнейшее трудоустройство.
Екатерина Спехова
Отметим, что министр образования РФ Ольга Васильева рассказала, что сегодня средняя заработная плата в образовании составляет 36,8 тыс. рублей, и по её словам, зарплата будет расти. Уже к концу года будет разработан проект положений единой отраслевой системы оплаты труда педагогов. Выплаты будут включать в себя две части - базовую и стимулирующую. При этом базовая будет составлять не менее 70 % от общей ставки педагога.
Средняя зарплата учителей по региону 26 тысяч, но это при условии нагрузки не в 18 часов, а 24. Это включая классное руководство и внеурочную деятельность, - говорит Екатерина Спехова. - Ставка сегодня - 8164 рубля, и дальше стимулирующие выплаты, получаемые за дополнительную нагрузку. В настоящее время это примерно 50 на 50. Но я считаю, что нам необходимо поднять базовую ставку, и тогда будет в школы приходить больше молодых специалистов. И если в прошлом году мы получили 320 молодых специалистов, то в этом только 190, - сообщила Екатерина Спехова. - Молодёжь умеет считать, и когда они приходят в школу, а им говорят, что базовая ставка такая-то, а дальше нужно дополнительно работать, не все понимают, что часть мероприятий всё равно надо будет выполнять.
О несовершенной системе оплаты труда говорят и сами педагоги. Так, например, народный учитель СССР Лилия Кичигина, проработавшая в омской школе 58 лет, уверена, что всё это искусственно созданная нагрузка учителя.
- Ввели систему баллов, и учителям нужно подсчитывать свою нагрузку самостоятельно. Я должна записывать свою дополнительную нагрузку таким образом, чтобы она пошла в комиссию, которая решает, подходит она мне или нет. Понимаете, в какое состояние мы приводим систему? Зачем это придумали? Зачем лишняя нагрузка? Раньше открыл классный журнал - и там написано, куда сходил с детьми и что организовал. Я считаю, что это лишнее, ведь и учителя, и, главное, дети знают мою работу.
С ней соглашается и директор БОУ г. Омска "СОШ № 72" Раиса Кирпитнёва, которая в своём учреждении эту систему не использует, а вознаграждения учителям выделяются из фонда оплаты. Сама же педагог уверена, что нужно вернуться к той образовательной программе, которая завершилась в январе этого года.
- Тогда было единовременное пособие для молодых специалистов в 20 тысяч рублей, плюс ежемесячное пособие в тысячу рублей, тогда бы и не было такого оттока. Сегодня учителю непросто. Уровень средней зарплаты по региону хотя и стремится к среднему по России, но пока она другая, и нагрузка у учителя высокая. Ставка учителя - 18 часов, но, по сути, нагрузка больше. 18 часов - это 6 дней по три урока, это нормально для восстановления, - говорит она.
Из-за низких зарплат в педагогические вузы очень низкий конкурс и туда попадают не самые лучшие ученики, вот и выходит, что в школу потом приходят не самые лучшие кадры.