В 2014 году жилищная инспекция Улан-Удэ получила тысячи обращений, касающихся ненадлежащего обслуживания домов. Люди жаловались на несвоевременный вывоз мусора, грязь в подъездах, разбитые окна, затопления подвалов. В результате лицензионная комиссия решила принять радикальные меры - отказать в выдаче разрешений на работу всем компаниям, к деятельности которых имеются нарекания.
- Лишь 25 процентов управляющих компаний работают без нарушений, - цитирует "Номер один" руководителя жилинспекции Улан-Удэ Николая Павлюка. - О чём говорить, если в документах путаница с количеством домов? Они просто не знают, с чем работают. А мы хотим научить управляющие компании работать. Это можно сделать, отказав в лицензии и отправив на открытый конкурс.
Лицензию не получила даже управляющая компания "Эталон-С", аффилированная с депутатом местного Горсовета Сергеем Супоней. Организация обслуживает более 400 домов в городе. Сам народный избранник заявил журналистам, что пока не знает о решении комиссии, и поэтому он готов будет прокомментировать ситуацию только после получения соответствующих документов.
Мэрию города позиция лицензионной комиссии не устроила, и она направила ей обращение с просьбой пересмотреть решение по ряду организаций. Сами управляющие компании также не захотели мириться с ситуацией и собрались оспорить решение лицензионной комиссии в суде. Законом, отметим, предусмотрена ответственность членов комиссии за необоснованный отказ в выдаче лицензии - штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
Для Сибирского Федерального округа ситуация со столицей Бурятии является уникальной, поскольку в других регионах лицензионные комиссии оказались более лояльными. В Иркутской области право обслуживать дома не получили лишь восемь управляющих компаний, в Красноярске - семь, в Омской области - пять. Хотя процесс лицензирования во многих регионах ещё не окончен, но уже сейчас можно сказать, что "бурятский сценарий" в них не повторится.
Эксперты, напомним, прогнозировали, что лицензирование деятельности управляющих организаций может привести к переделу рынка. Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин говорил о том, что это может привести к сговору управляющих компаний и властей.
Также высказывались мнения, что лицензирование окажется абсолютно бесполезным. Эксперт в сфере ЖКХ, депутат Омского городского Совета Алексей Сокин по-прежнему считает, что эту процедуру нужно совсем упразднить.
- Я выступаю за то, чтобы данный рынок регулировался исключительно двумя субъектами, - сообщил он в беседе с корреспондентом "Омск Здесь". - Есть заказчик - собственник дома, и есть тот, кто предоставляет услуги, - управляющая организация. Контроль "сверху" должен быть минимальным. Если жителям что-то не нравится, они меняют компанию. Это заставит УК оказывать услуги на более качественном уровне.
Что же делать жителям домов, управляющие компании которых не получили лицензии? Согласно закону, органы местного самоуправления должны объявить открытый конкурс по отбору новой организации. Кроме того, у жильцов есть возможность провести собрание и выбрать другую компанию, у которой есть лицензия.
Собирать деньги с населения за сомнительные услуги - конек управляющих компаний. Я бы назвал это - получение лицензии, на сбор денег с населения. Система управляющих компаний - посредническое звено , которое абсолютно не нужно в системе ЖКХ.
Плохо, когда управляющая компания не выполняет свои обязанности... При этом жильцы должны платить всё больше и больше непонятно за что. Надо, надо наказывать нерадивых.