Многие искушённые книголюбы не очень жалуют короткие книги. Им нужно "жить" в истории героев долго. Но бывают такие произведения малой формы, которые по насыщенности событий и по эмоциональному эффекту не уступают большим томам. В них удаётся "нырнуть" за несколько начальных страниц так, что эти книги не отпускают до финала. Истории, которые прочитываются быстро. Но надолго остаются в душе и памяти.
"Шёлк", Алессандро Барикко
Совсем небольшая книга, но ощущения от неё, как от полноценного романа. Неожиданная история, местами очень откровенная, местами - нежная, но всегда - удивительно музыкальная. В ней есть неуловимая красота и ритм.
1861 год. Француз Эрве Жанкур отправляется в Японию, чтобы нелегально купить там тутового шелкопряда. Япония только-только открыла свои границы для иностранцев, в ней действуют свои законы и моральные принципы. Эрве Жанкур страстно влюбляется в наложницу местного богача. Женщину, у которой неяпонский разрез глаз и лицо девочки. Это настоящее наваждение, мечта о любви, которая его заставляет возвращаться в Японию снова и снова. А дома, во Франции ждёт прелестная жена с чарующим голосом и кротким нравом.
Удивительно, как автор сумел вместить в столь небольшой объём такую изящную историю, похожую на притчу. Книга очаровывает слогом и стилем повествования. А финал так и вовсе вызывает нечто вроде катарсиса, переворачивая представление о том, где же во всей этой истории настоящая любовь.
"Пловцы", Джули Оцука
Небольшая книга американки японского происхождения. Первая часть - про посетителей бассейна, оставляющих все свои заботы за пределами водного пространства. Тут нет ни социальных ролей, ни тревожности. Люди тут - просто пловцы. Никаких разговоров, никаких трудных решений, никаких отвлечений на семью-работу. Здесь можно быть собой. Проходит время, и в бассейне появляется трещина. Вторая часть - про пожилую даму, мозг которой постепенно угасает. Деменция - болезнь, от которой нет лекарства. Болезнь, которая непосредственно затрагивает не только самого больного, но и его близких. Вот это состояние "помню это, не помню то" хорошо описано в книге. Как видят мир люди, страдающие деменцией. Что они думают о себе, об ускользающих словах и вещах. О тех, кто рядом.
Похоже, что вторая часть книги - то, что Джули Оцука прожила сама. Её мать страдала деменцией. Чувствуется болезненности и беспросветность в описаниях угасающей женщины. И вместе с тем - принятие неизбежности, боль утраты, любовь и прощение. Это специфичная книга. Медитативный стиль повествования, метафоры и аллюзии, литературные приёмы и личные переживания автора. Не могу назвать "Пловцов" шедевром. Но как минимум это любопытный опыт. Есть о чём подумать после прочтения.
"Сингэ сабур (Камень терпения)", Атик Рахими
Книга страшная, с жуткими реалиями современного Афганистана, но в то же время - очень поэтичная: "вдох-выдох, мужчина-женщина, вдох-выдох, жизнь-смерть"...
Сингэ сабур с афганского - "камень, которому можно излить все свои горести и печали, и страдания, и скорби, и невзгоды… А камень тебя слушает, впитывает все слова твои, все тайны твои, до тех пор, пока однажды не треснет и не рассыплется".
В книге два героя - молодой парализованный моджахед и его жена, ухаживающая за ним. Для женщины сингэ сабуром, камнем терпения, становится её муж. Её исповедь ему - и есть вся книга. Через её рассказ, горький, беспощадный, откровенный, высвечивается жизнь всех женщин Афганистана - страшная, беспросветная, скованная феодальной жестокостью внутрисемейных отношений.
Автор поднимает запретные в исламском мире темы - секса, семьи, желаний женщины. Но, несмотря на всю беспросветность, на жуткий финал, на все табу, на войну, ужас и смерть вокруг, в книге чувствуется тяга к любви, к человечности, тоска по тому, как могло бы быть, но не случилось и не случится уже никогда…
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".