Интереснейшая литература из разряда нон-фикшен, расширяющая представление о человечестве. Здесь вы найдёте потрясающие факты об инквизиции. Об открытиях в микробиологии, повлиявших кардинальным образом на жизнь всех людей. О городских легендах, формировавших мировоззрение советских граждан. А ещё все эти книги - хороший повод задуматься: сколько ещё вокруг явлений, в объяснении которых мы заблуждаемся?
"Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР", А. Архипова, А. Кирзюк
Работа современных учёных - антропологов и фольклористов, исследующая корни городских легенд, массово возникающих в Советском Союзе. Авторы показывают, как страшилки про "отравленные жвачки, распространяемые иностранцами", или рассказ о "чёрной волге", воровавшей детей, связаны с историческим контекстом и общественными настроениями. Почему люди так легко "ведутся" на фейки.
Читайте, если вам интересно:
- Почему и когда мы видим знаки там, где их нет?
- Был ли народный плач по Сталину?
- Откуда в советских городах появились слухи о "домах со свастиками" и многочисленных профилях Троцкого в архитектуре?
- Кто автор анекдотов про Чапаева?
- Почему городские легенды Свердловска отличались от городских легенд Ленинграда?
- Кто именно чаще всего распространяет фейковые новости, не вникая в их реальность/ложность?
- Как "санитарная история" советских городов повлияла на то, что мы разуваемся дома и одеваем домашнюю одежду?
- Что такое "культура недоверия" и как она связана со слухами про крыс в колбасе?
Попутно вы узнаете много фактов из истории СССР. Об архитектуре, печати, образовании, об внешнеполитических отношениях. О том, какие агитлегенды использовали труженики идеологического фронта для своих целей. И как фейки и слухи влияли на ход истории. О мнимых американских диверсиях и происках врагов. Об идеологически выверенных частушках, которые распространялись среди политически незрелого населения. О жутких светящихся коврах с портретом Мао и о многом другом - забавном и не очень.
Авторы подошли к теме основательно. Они подробно опросили сотни людей в самых разных уголках страны. Привели десятки примеров легенд из других стран, показав, что это общий феномен, а не только "фишка" СССР. Рассказали о серьёзных исследованиях психологов, антропологов, когнитивистов и социологов. Показали, когда легенда становится идеологическим оружием, а в когда - топливом моральной паники. Как фольклор, оформленный в городские легенды, помогает компенсировать или пережить страхи. И как тревога внутри человеческого сообщества оборачивается поиском внешнего врага. Уверена, что во многих историях, рассказанных здесь, вы узнаете себя, своих родителей, бабушек и дедушек. Эта книга - хороший повод задуматься, насколько мы зависимы от страхов и, следовательно, от слухов. И стать более критичным в восприятии информации, которая льётся на нас нескончаемым потоком со всех сторон.
"Христианство и спорынья", Денис Абсентис
Спорынья - это род грибов, паразитирующих на злаках. Чаще всего им бывает заражена рожь. Алколоиды спорыньи - сильнейшие галлюциногены, из которых в ХХ веке был синтезирован ЛСД.
Средневековая Европа питалась в основном рожью, заражённой спорыньёй. Психоделик, который потреблялся на протяжении веков неосознанно, стоил жизни миллионам людей. Потому что был усилен христианством. Так утверждает автор этой книги.
Инквизиция, охота на ведьм, сжигание еретиков, суды над животными, всевозможные мистические экстазы и видения, Пляски Святого Витта, Крестовые походы - всё это приобрело такой массовый и дикий характер благодаря тандему "христианство и спорынья".
Массовые психозы и истерии, самосуд и самосожжения, религиозный фанатизм - всё это на протяжении тёмного Средневековья и Возрождения было результатом этого тандема.
Денис Абсентис приводит много выдержек из научных статей, описывает разные эксперименты с применением ЛСД, приводит статистику по разным направлениям - от периодов неурожая в средние века до количества сожжённых женщин в разных странах. Пишет он об ужасных вещах - каннибализме, имеющем массовый характер в средневековой Европе, способах пыток и казней ведьм и колдунов. Отрывки из "Молота ведьм" и религиозных текстов, написанных Лютером, Аввакумом и другими религиозными фанатиками не менее ужасны по своей сути.
Много интересных мыслей и фактов в этой книге - про ацтеков, каннибализм и его связь с кукурузой, бедной триптофаном (серотонина не хватает, следовательно, возрастает агрессия). Про Русь Святую и почитание ржаного хлеба, а вместе с ним - и спорыньи (получается, что практически весь народ регулярно жил под воздействием сильнейшего наркотика, отсюда и такое количество расплодившихся сект). Про то, что смертность от отравления спорыньёй сравнима по масштабам со смертностью от чумы. Про то, что начало многих войн в средневековой Европе совпадало с массовым отравлением спорыньёй, которое характерно агрессивным поведением. И ещё огромное количество интересной и новой информации, после которой по-другому воспринимаются картины Босха, католические иконы, религиозные откровения. Да чего уж говорить, вся средневековая история воспринимается по-другому. И возникает множество новых вопросов, один из которых - что в ХХ веке влияло на умы человечества, устроившего две чудовищные войны? Спорыньи-то уже не было…
"Охотники за микробами", Поль де Крюи
"Вся история охоты за микробами полна нелепейших фантазий, блестящих откровений и сумасшедших парадоксов".
Главное впечатление от этой книги: героизм и увлечённость её героев - Коха, Мечникова, Левенгука, Пастера и других отчаянных и фанатичных учёных.
Они кипятили часами свои колбы и пробирки, сами делали микроскопы, прививали вирусы себе и своим близким, ставили чудовищные эксперименты на животных и на людях, каждый день рисковали жизнью - своей и чужой. Они отправлялись в самые ужасные очаги эпидемий, вдыхали, глотали, трогали миллиарды бацилл.
Чтобы опровергнуть теорию о распространении жёлтой лихорадки через одежду, отчаянные добровольцы провели двадцать ночей среди загаженных простыней и одеял, в пижамах, снятых с умерших людей. Чтобы проверить, как работает прививка от бешенства, они вводили смертельно опасный яд укушенным детям и взрослым. Они прививали сибирскую язву целым стадам. Они оставляли после себя горы трупов коров, мышей, кроликов и собак. Они были безрассудны и фанатичны. Они были настоящими учёными. И именно благодаря им мы и наши дети не боимся ни сибирской язвы, ни бешенства. Большинство младенцев доживает до взрослого возраста, продолжительность и качество жизни сильно увеличились, а применение элементарных знаний о гигиене и микробах каждый день спасает миллионы жизней.
Сколько ещё предстоит открыть? Сколько ещё вокруг явлений, в объяснении которых мы заблуждаемся?? Многое сейчас кажется непреложной истиной, мы думаем, что так было всегда. На самом деле ещё совсем недавно, в конце 19-го века, над учёными, предположившими, что жёлтую лихорадку разносит муха цеце, открыто смеялись. А в 18 веке была популярна теория, утверждающая, что жизнь может возникать самостоятельно. Большинство мыслящих людей того времени считало, что пчелиный рой может вылететь из закопанного в землю телёнка, мыши зарождаются из грязной тины Нила, а мухи - из отбросов.
Захотелось отдельно почитать про Мечникова. Неистовый бородатый философ с горящими глазами, красным, взволнованным лицом и усами, полными бацилл, которых он разбрызгивал вокруг своими широкими поэтическими жестами. Неординарный человек широкой души и интересов. Великолепный рассказчик, знаток оперы и литературы, гипнотизёр, основоположник иммунологии, геронтологии и танатологии. Мечников - однозначно мой герой!
Книга написана человеком, влюблённым в людей, открывших микромир. Написана легко и непринуждённо. Местами напоминает увлекательный детектив. Автор пишет о людях любознательных, с горящими глазами и беспокойным умом, немного с "сумасшедшинкой". Его восхищение передаётся читателю. После этой книги наука не кажется скучным делом.
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".