Дух времени, исторические перипетии: войны, голод, разруха, победы, надежда на лучшую жизнь - всё это показано через историю семьи. Через отношения поколений. Оттого все эти три книги читаются легко и интересно. Яркие характеры, узнаваемые ситуации, реалистичные поступки делают эти книги человечными и живыми.
"Строговы", Георгий Марков
Это советская семейная сага о жизни крестьян начала 20-го столетия. Русско-японская война, две революции, Гражданская война - жизнь Строговых неотделима от жизни страны. Люди тайги, сосредоточенные на том, как выжить, где достать зерна для посева, постепенно становятся активными участниками главных исторических событий.
Книга написана в 1952 году, идеологии "в лоб" в ней, конечно, много. Герои почти карикатурно делятся на правильных и неправильных, плохих и хороших. Революционные речи пафосны и горячи. Угнетатели крестьянства сплошь тунеядцы и злодеи. Однако то, что касается описания Сибири и жизни крестьян, здесь органично. Герои становятся живыми, поступки - реалистичными.
Георгий Марков - писатель-сибиряк, родившийся в семье охотника-медвежатника и крестьянки. Две этих части сибирской жизни - охоту и работу на земле - он хорошо знал. И это очень чувствуется в книге. Бескрайние просторы, богатство лесов и рек, мощь природы - это, наверное, самое прекрасное в романе. Когда автор пишет о том, что видел собственными глазами, о том, что любит, это добавляет повествованию силы и веса.
Быт сибирского крестьянства, яркие образы таёжных людей, живой язык - в "Строговых" много ценного и интересного. Если просеять сквозь здравый смысл и понимание времени, в которое написан роман, весь текст, то воспринимать и понимать его будет легче.
"Хмель", Алексей Черкасов
В эту книгу вместился целый век. От 1812 года до года 1917-го.
Старообрядцы, ушедшие из Поморья в Сибирь, декабристы, отправленные на каторгу, самопровозглашённые праведники и старцы, сибирские купцы и большевики - Черкасов написал масштабное произведение, показав жизнь России с разных сторон.
Особенно интересна здесь тема раскольников, живущих общиной в глухом месте на Енисее. Жёсткость и регламентация быта, интриги и борьба за власть, жестокость в выявлении и казнях "анчихристовых слуг". А главное - фанатизм, доведённый до крайней степени, подчинение общины маленькой кучке агрессивных фанатиков, которые повсюду видят грех и происки безбожников.
Вера, разделившаяся на разные толки - тополевый, рябиновый и т. п. вызывает абсолютное ощущение абсурда. Не знаю, насколько документальны эти места у Черкасова. Возможно, секты старообрядцев показаны утрированно для того, чтобы видна была темнота, заблуждение народа, светом для которого впоследствии стала революция.
Очерствелость души, вековечная покорность, нищета и рабское послушание отлично показаны автором. Тоскливая темень избушек, иконы с ликами святых, бесконечные молитвы и образный язык старообрядцев создают чёткую и явственную картину.
В этой книге очень много действующих лиц, много человеческих судеб, интриг, трагедий, любовей и потерь. Читается она легко и быстро. По стилю напоминает "Вечный зов". И если вы хотите прочитать что-нибудь масштабное и про Россию, то "Хмель" для этого очень подходит.
"Любавины", Василий Шукшин
Книга состоит из двух частей.
Первая часть. 30-е годы ХХ века. Алтайская деревня Баклань, в которой живёт семья Любавиных - отец и четыре сына. Зажиточные кулаки. Про таких людей моя бабушка говорила - "кипяток"! Мрачные, злющие, с норовом, вспыхивают от любого косого взгляда, неосторожного слова. Свирепые и страстные, они не умеют договариваться. Мучают друг друга, мучаются сами. Такие не гнутся. Такие только ломаются.
Как противовес Любавиным - молодой Кузьма. Идейный, коммунист, весь из себя честный и по-советски правильный. Этим он меня регулярно раздражал. Наверное в то время, когда была написана эта книга, фигура Кузьмы воспринималась по-другому. Шукшин писал "Любавиных" в 1961 году, романтизм коммунистической идеи был ещё силён. Вспоминались советские фильмы про вихрастых революционеров, прекрасных, всегда правых, почти святых борцов с "кулацкими выродками".
Вторая часть книги всё о той же деревне, постаревшем Кузьме, и потомках тех самых неистовых Любавиных. И опять - идейные коммунисты, которые только и думают о судьбых народа, честные, работящие парни. И, на другом полюсе - взбалмошные, запутавшиеся товарищи, которые рано или поздно возвращаются в лоно большой советской семьи.
Если бы не деревенский диалект жителей Алтая, авторский стиль и череда невероятно колоритных персонажей, эта книга была бы похожа на советский фильм, где обязательно играл бы Николай Рыбников. Но Шукшину удалось из по сути пропагандистской истории сделать человечный, правдивый, многоцветный роман, который очень интересно читать. Герои отлично прописаны, запоминаются с первых же страниц. Язык повествования мощный, яркий, каждое слово, каждая фраза на своём месте. Ни одной скучной, заунывной строки.
Сила духа Шукшина чувствуется в его книге, в мощи его героев.
Отдельное место в моём сердце заняли описания местности, природы, гор и Катуни. Каждый год бываю в этих местах и никогда не могла словами передать силу и красоту этих мест. А Шукшин так правдиво и точно про них написал, что у меня почти наворачивались слёзы.
Однозначно рекомендую!