Три красивых книги, которые показывают, что разные культуры, языки, воспитание, социальное положение и взгляды на жизнь не могут помешать почувствовать другого человека, его боль и его душу. Книги, оставляющие в душе свет, а в голове - много мыслей о собственной жизни и её смысле.
"Иуда", Амос Оз
Я даже не знаю, с чем сравнить эту необычную книгу. Практически без сюжета, но внимание держит цепко. Мелодичная и лёгкая, но при этом главные темы трудны для понимания и переваривания. Свои религиозные и политические взгляды автор зашил в канву этого романа. Зашил изящно, без морализаторства и жёстких догм. Оз Амос не утверждает истину, он скорее задаёт вопросы самому себе и читателю, он сомневается, оставляя многие из них без ответа.
В центре повествования три героя: бывший студент Шмуэль Аш (неуклюжий бородач), загадочная Аталия (ледяная красавица), старик-интеллектуал Гершом Валд (трагичный философ). Силами обстоятельств все трое оказываются в одном доме, ежедневно общаются и ведут философские споры. Шмуэль увлечён темой Иуды Искариота, которого считает не предателем, но первым и единственным христианином. Валд рассуждает на тему арабо-израильского конфликта. Аталия постепенно открывает тайну своего страшного прошлого.
Роман о еврейско-христианских отношениях, предательстве, интерпретации истории, глубоко укоренённом конфликте народов, трагичных ошибках и выборе без выбора. На многие вещи он заставит посмотреть под новым углом, переосмыслить устоявшиеся представления. Увидеть более ясно то, что сегодня происходит в мире. Как за красивыми словами и лозунгами, за яркой картинкой и призывам к цивилизованности скрываются людоедские цели и меркантильные интересы.
Читатель этой книги - полноценный соавтор. Активный слушатель, полностью включённый в процесс размышления над очень сложными вещами. Но лиричность книги, её стройная красота и ритм нивелируют эту сложность, сглаживают трагичность вопросов и оставляют надежду.
"Дар дождя", Тан Тван Энг
Это роман о событиях, происходивших во время Второй Мировой войны, а также до и после неё на острове Пенанг, относящемся к Малайе, будущей Малайзии. Сын английского бизнесмена и китаянки, юноша Филип знакомится с японцем, который берётся научить его айки-дзюцу. Между учеником и учителем завязываются очень тесные отношения, которые повлияют на жизнь обоих. В книге две линии - историческая, включающая в себя вторжение японцев в Малайю, деятельность китайских триад, зверства японской армии и сопротивление партизан. И читать это очень интересно. Ведь про эту часть света, да ещё и во время войны, я не знала совсем ничего.
Вторая линия - это внутренние метания главного героя, который оказывается между двух огней: британской семьёй и родиной и японским учителем. Филипу придётся пережить много страшных и даже жутких моментов. Он постоянно будет находиться в состоянии труднейшего выбора, результатом которого, как ни выбери, будут смерти. Много смертей. И, пройдя через череду этих выборов, он (а вместе с ним и читатель) придёт к какому-то особому, очень восточному пониманию жизни. И к пониманию смерти. "Дар дождя" - книга познавательная и страшная, без хэппи-ендов и счастливых людей в западном понимании этого слова. Но в ней есть гораздо большее, чем просто хорошая концовка. В ней есть то, что, может быть, кому-то поможет понять смысл жизни, всю её красоту и печаль. "Дар дождя" - книга невероятной красоты. В ней есть такие сцены, что замирает сердце.
Автору удалось так передать тонкость некоторых моментов, что я перечитывала их по несколько раз, чтобы они остались в моей памяти навсегда. И самое главное - для меня это не просто художественная книга. Это философская притча, имеющая психотерапевтический эффект, который проживается не мозгами, а душой.
"Полная иллюминация", Джонатан Сафран Фоер
Это очень странная, яркая, человечная, красивая и очень еврейская книга. В ней две линии. Первая линия. Наше время и три героя. Молодой американец-еврей, разыскивающий женщину, которая спасла его дедушку во время войны. Украинский гопник, выдающий на английском такие каламбуры, что на первых страницах буквально кровь брызжет из глаз. Его ворчливо-суровый дед, скрывающий какую-то тайну, от которой плачет по ночам. Компания странная. Они колесят по Украине на раздолбанной тачке, разыскивая деревню Трахимброд, и разговаривают обо всём подряд. Их спутники - нервно-нестабильная собака, культурно-языковые различия и разность менталитетов. Вторая линия. 1791-1942 годы.
Еврейский городок Трахимброд и странные-престранные люди, его населяющие. Девочка Брод, родившаяся из реки, старый Янкель с бусиной позора на шее, Сафран с отсохшей рукой, передвижная синагога, своеобразный уклад и обычаи. Через своих парадоксальных героев, через все странности и чудеса автор показывает образ мыслей еврейского народа, их мировосприятие и идентичность. Здесь мало слов написано о войне, холокосте и массовой гибели евреев. Но ощущение, что всё, что в этой книге есть - про мирную местечковую жизнь, про любовь, - всё это для того, чтобы контраст с трагедией был особенно сильным. Автор выбирает неожиданные приёмы - нелинейное повествование, чудаковатые герои, очень необычный язык, странные (если не сказать - дурацкие) ситуации и случаи. Метафора на метафоре. Они, как кружево, оплетают, путают и тем самым создают совершенно неповторимую атмосферу.
За это я Фоера и люблю. Его книги ни с чем не спутаешь. На основе этой книги есть фильм, где Элайджа Вуд играет одну из главных ролей. В фильме, как обычно бывает, большей части важного и ценного из книги нет. Но мне очень нравится акцент, который есть в нём. Общность. Не важно, где ты, и с кем - в Нью-Йорке с американскими клерками или во Львове с украинскими гопниками. Важно то, что у нас у всех есть общее, гораздо большее, чем то, что нас разделяет. Советую и книгу, и фильм.
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".