В представленной подборке книг я собрала литературу, в которой ярко и выпукло показан человек в преддверии или на фоне больших трагических событий. Это очень хорошая проза, героев которой помнишь спустя годы, мысленно возвращаешься к их светлым образам, сверяешь свои поступки и мысли с тем, как поступали и думали они.
"У войны не женское лицо", Светлана Алексиевич
Читала эту книгу, замерев сердцем и застыв душой. Потому как впустить в сознание всё, что в ней написано, невыносимо тяжело. Больно и страшно. И в то же время преследует мысль - то, что пережили герои этой книги, невозможно полностью ни описать, ни прочувствовать. Они и сами спустя годы не верили, что всё это вынесли, что не сошли с ума, не возненавидели весь мир, продолжали жить, рожать детей, поднимать страну. Женщины, прошедшие войну. Снайперы, пилоты, медсёстры, моряки, прачки, повара, подпольщицы. Матери, сёстры, дочери, жёны.
Спустя почти 40 лет они вспоминают, рассказывают и плачут. А тогда, во время самых страшных боёв, когда за день от трёхсот человек оставалось десять, во время пыток в СД, в госпиталях, рядом с умирающими, не плакали совсем. "Как закаменело всё во мне", - вспоминают.
Жуткие описания боёв в Сталинграде, где каждый сантиметр был пропитан кровью. И медсестра, вытащившая там десятки раненых, не могла отделаться от преследовавшего её запаха крови много лет. Рассказ о партизанской борьбе, когда молодая мама носила на себе ребёнка через болота.
То, что делали фашисты с детьми, нашими пленными и мирными жителями просто не поддаётся никакому осмыслению. И самое поразительное, что свидетельницы всего этого кошмара тут же спасали немецких солдат, перевязывали их, лечили.
Сотни рассказов от первого лица составляют эту книгу. Девчонки, совсем молоденькие, совсем не готовые к тому, что увидели, что пережили. Нежные создания, выскочившие из выпускных цветастых платьев сразу в ад и смерть. Когда после рукопашной не можешь слова сказать - так трясёт. Когда у тебя на руках умирают ровесники, не знавшие поцелуя. Когда тащишь на себе раненого в несколько раз тяжелее тебя. Когда убили всю твою семью, и ты чувствуешь такую ненависть в сердце, что готова пройти много сотен километров, лишь бы отомстить. А когда проходишь их, похоронив десятки товарищей, поседев, ни разу не улыбнувшись за все четыре года, вдруг видишь оборванных и голодных немецких детей. И отдаёшь им последние крохи, последний кусок хлеба. И гладишь их по головам. Потому что милосердие оказывается сильнее ненависти.
Всю жизнь этим женщинам снилась война. Всю жизнь они кричали во сне. И не могли смотреть военные фильмы. "Забыть, скорее забыть!" - твердили они себе.
Но нам - нам нельзя забывать ни за что! И потому, что благодаря этим женщинам мы живём. И потому, что в нашей крови, в нашей культуре, в воздухе, которым мы дышим, есть влияние той войны. Ни одна страна такого не пережила. Ни в одной стране не было такого массового исхода женщин на фронт. Отдать всё - своё здоровье, молодость, жизнь - за родную землю.
Слёзы горя и благодарности переполняют после этой книги. Прочитайте её, пожалуйста! Живая, очень человечная, правдивая и страшная книга. Про силу духа, любовь, сострадание, веру в человека. И про то, что может человек вынести ради мира на земле.
"Завтра была война", Борис Васильев
Эта книга - не о войне. Она о детях-старшеклассниках и последнем предвоенном годе. Но название постоянно возвращает читателя к тому знанию, с чем скоро-скоро этим светлым детям предстоит столкнуться. Ученики 9 "Б", каждый со своим характером и взглядами - интересные, яркие, уникальные личности. Принципиальная Искра Полякова, для которой общественное - важнее личного. Зиночка Коваленко - романтичная, легкомысленная, но такая чистая девочка. Вика Люберецкая - любимая, балованная дочь папы-начальника, судьба которой особенно трогает… Жорка Ландыс, Артём, Сашка…
Мальчики и девочки, которые в таком молодом возрасте стоят перед трудным нравственным выбором, которые поступают как взрослые. Нет, лучше взрослых. Потому что в них ещё нет ни расчётливости, ни трусости, они не приемлют полумер. Они честные, чистые идеалисты. Талант Васильева ещё и в том, что он сумел показать не рафинированных людей, а очень настоящих, при всей их идеалистичности… Вот что особенно цепляет в этой повести - её герои совершенно не книжные. Они живые. В них столько правды и энергии. В них не чувствуется вымышленности. Они как будто реальны. И от этого - вдвойне больно и трудно читать. В этой повести так много всего. Она о взрослении, о настоящей дружбе, о верности, о подлости и трусости, и о любви. О том, что делает человека человеком. А ещё она о том, что именно это поколение лишилось юности, растворилось, ушло вместе с войной. Именно эти дети-идеалисты, воспитанные принципиальными и честными большевиками первого поколения, отдали жизнь свою за Родину. СПАСИБО, 9 "Б". СПАСИБО, автор. Великолепная советская проза. Всем крайне рекомендую.
"Мадонна с пайковым хлебом", Мария Глушко
Нина выросла в благополучном мире, среди любящих людей, в достатке и сытости. Мир был к ней расположен и дружелюбен. На стенах висели портреты Ленина и Сталина, и от этого всё вокруг казалось ещё надёжнее и яснее. Люди делились на эталонных, правильных, советских. И на тех, кого надо осуждать, кто - чуждый элемент. 1941 год, осень. Война совсем недавно началась, но уже понятно, что это надолго, что жизнь не будет прежней. Беременная Нина едет к родным в Ташкент. Уже в пути она сталкивается с тем, к чему была не готова, - голод, холод, мерзкие запахи, толпы людей с терпеливым горем на лицах. И в дороге, и потом, во всех её мытарствах и лишениях, находятся люди, которые помогут, обогреют, спасут. Они совсем не эталонные. Они совсем не строители коммунизма со светлыми лицами. Те, кого она осуждала в прежней жизни, оказались самыми близкими, родными. С ними надёжно и уютно. С нищенкой-побирушкой Ипполитовной. С ворчливой тётей Женей, поминающей Сталина недобрым словом. С Клавдией - распущенной женщиной, не жалеющей своего молока чужому ребёнку.
Жизнь, казавшаяся раньше такой целесообразной, разложенной по правильным полочкам, оказалась сложной, перемешанной, непонятной. Перевернулись масштабы горя и радости. Перевернулись понятия о счастье, о людях, о том, что такое настоящее сострадание и благородство.
В этой книге показана война глазами женщины. Криком её голодного ребёнка. Хлебными очередями и похоронками. Украденными карточками, на которые выдавали паёк. Мыслями, что завтра нечего будет есть, нечем топить, нечего надеть и некуда идти.
Мадонна здесь - женщина, доведённая до отчаяния, мать, готовая ради своего ребёнка солгать, украсть, сдать всю свою кровь.
Сколько таких Мадонн было тогда, в те военные годы? Хочется обойтись без пафосных фраз в описании этой книги. Потому что она об очень простых вещах. О самых важных. Об отчаянии и надежде. О человечности и сострадании. О жизни, полной жертв и лишений. О том, что кругом ЛЮДИ. И люди не дадут пропасть.
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".