О роли личности в истории, о доле персональной ответственности каждого за то, что происходит в стране, о пределах человеческого подчинения, подавления, страха. О том, как человек может обманывать и уничтожать сам себя, своих близких, свою историю и Родину во имя идеи. О том, куда может завести следование идее без привязки к жизни. О том, что идея, отвергающая любовь во всех её проявлениях, пожирает своих адептов. О том, как противоречива, уродлива, прекрасна, страшна, сильна и труслива природа человека.
"Кокон", Чжан Юэжань
Жили-были в коммунистическом Китае мальчик и девочка. Жили и дружили. И не знали, что семьи их связаны чёрной тайной, страшным преступлением. Лишённые родительской любви, оба искали всю жизнь то, что спасёт от тотального одиночества. А находили лишь суррогаты чувств и отношений. В этой книге много людей, внешне нормальных, обычных. Ну, может, чуть несчастных. Но, погружаясь в их мир, понимаешь, насколько они все травмированы, больны душою. Насколько они все - в коконе, который скрывает ураган, бурю внутри, демонстрируя наружу лишь маску. То, что происходило с Китаем в ХХ веке, показано в этой книге через судьбы людей. Через их страхи, предательства, отказ от себя. Тоталитарное общество, вся эта система наказаний и критики, исключительно китайский феномен под названием "хунвейбины", участие всего общества в травле, - всё это неизбежно рождает сломленных, забитых, скукоженных внутренне людей. Травмированы целые поколения, дети разгребают грехи отцов и дедов и никак не могут примириться и переварить историю своей страны, которая прошла катком по их семьям и их душам. "Кокон" - история не чисто китайская. Нам, людям родившимся в СССР и взрослевшим в 90-е, многое здесь откликнется, покажется понятным и близким. "Кокон" - это про человека вообще. Про его внутреннюю уязвимость и про внешнюю броню, ранящую всех вокруг, а прежде всех - его самого.
"Жить", Юй Хуа
"Человек живёт, чтобы жить, и не для чего более" Это совсем небольшой роман. Но в него вместилась целая человеческая жизнь. С огромным количеством горя. С чисто китайскими феноменами, не поддающимися рациональному объяснению. Коммуна, армия партии Гоминьдан, коммунисты, культурная революция, фанатичные и тупые действия, вызванные одной лишь фразой вождя, избиение и казни "угнетателей-капиталистов". Всё то, что происходило в Китае во второй половине ХХ века, есть в этой книге. Старик Фугуй - обычный крестьянин. Когда-то он был нагл, молод и богат. Но проиграл всё состояние и пустил по миру свою семью. Тяжелейший труд, голод, нищета, болезни и смерти родных - каждый период жизни приносит всё новые беды. Но Фугуй, как росток из-под асфальта, пробивается через них, чтобы жить. Через простые фразы, короткие предложения, незамысловатых героев, чуждых рефлексии и самокопания, (к которым мы так привыкли в западной и русской литературе) Юй Хуа показал дух Китая. Образ мысли обычного китайца, его философию и восприятие мира и себя в этом мире. В этой книге уместился целый мир - ни одного лишнего слова. Предельно насыщенный текст - и образами, и смыслами.
"Дикие лебеди", Юн Чжан
Бывают книги интересные, увлекательные, познавательные, тонкие, душевные, оптимистичные. А бывают книги такой силы и мощи, что после них "отходняк" несколько дней. Вот такая книга "Дикие лебеди". Бывают книги, которые долго несёшь в себе, но про то, что понял из них, хочется молчать - так тонко оно, дорого и неуловимо. А бываю такие, про которые хочется говорить, обсуждать, рассказать всем, чтобы все узнали, прочли, увидели, почувствовали, поняли. Вот такая книга "Дикие лебеди". В ней Юн Чжан через историю своей семьи рассказала историю Китая ХХ века. Драматичную, кровавую, парадоксальную. Бабушка - наложница генерала. Родители - чиновники коммунистической партии Китая, фанатично преданные идее вначале, и жестоко пострадавшие от этой партии во время "культурной революции". Сама Юн Чжан, успевшая побывать хунвейбином, "босоногим врачом", крестьянкой, электриком и дочерью репрессированных родителей, прошедшая путь от обожествления Мао до критического взгляда на всё, что происходило с ней, её семьёй и её страной. Беспристрастность и даже отстранённость рассказа производят интересный эффект. Из-за простоты слога, почти полного отсутствия смакования боли и иногда даже сухости описаний страшных вещей, включаются не эмоции, а, скорее, разум. Охватывает ужас какой-то всеобъемлющий. И сочувствуешь уже не просто одному человеку и его боли, а всему огромному народу, как будто видишь сразу много-много страдающих людей. Поражает абсурд, гротескность правил, законов и требований. Не укладывается в голове античеловечность порядков, унижение во всенародном масштабе. И на этом фоне - невероятное обожание, обожествление тирана. Это крутейшая книга, после которой возникает миллион мыслей, вопросов и размышлений. Это книга-шок, книга-исповедь, книга-ужас. И в то же время книга-урок на все времена, для всех людей.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".