Современная литература и классика, русская и зарубежная - в книгах из этого списка вы найдёте самые разные произведения. И, что самое важное, увидите их новыми глазами. Давно знакомое станет как будто бы объёмней, а неизвестное - заинтересует и замотивирует больше читать. Лично я составила себе большущий список книг на ближайшие годы. Надеюсь, и вы найдёте здесь много нового и вдохновляющего для себя.
"Книга как лекарство", Элла Берту, Сьюзен Элдеркин
Это одна из самых странных и в то же время притягательных книг, что я читала. Строго говоря, она и на книгу-то не очень похожа. Скорее, это справочник по книгам. Авторы придумали очень прикольный формат. Для разных состояний и выходов из них подобрали книги. Берту и Элдеркин утверждают, что лечение книгами вполне реально, и многие неприятные вещи в жизни можно пережить с помощью книг. Я частично с авторами согласна. Сама регулярно этим методом пользуюсь. Книги спасали меня не раз. И в трудные моменты, и в бессонницу, и в грусти-печали. "Скорая литературная помощь от А до Я" построена таким образом, что можно открывать книгу в любом месте. Или искать по алфавиту тему, которая интересует в данный момент. Если у вас разбито сердце или одолевает обжорство, или вы никак не можете справиться с депрессией, или вас донимает головная боль, здесь вы найдёте книги, которые помогут вам справиться с любой проблемой. Честно говоря, иногда выбор книг мне казался странным, но в целом это совершенно не портит впечатления. Например, при высоком давлении авторы советуют читать "Часы" Каннингема, при приступах вины - "Преступление и наказание" Достоевского, а при звоне в ушах - "Свободу" Франзена. Про каждую книгу коротенько написано, и, кроме того, даны пояснения, почему именно это произведение поможет от той или иной напасти. Если вы переживаете из-за маленького роста, читайте "Хоббита" Толкиена, если вы попали в переделку, открывайте "Жизнь Пи" Мартелла, если вас одолевает тревога, поможет "Женский портрет" Г. Джеймса. Ярость утихомирит, соответственно, "Ярость" Кинга, справиться с трусостью поможет "Убить пересмешника" Х. Ли, а не поддаться тщеславию - "Унесённые ветром" М. Митчелл или "Портрет Дориана Грея" О. Уайлда. Эта книга - отличный способ выйти за рамки привычного, посмотреть на литературу немного с другого угла, попробовать то, на что прежде даже не смотрел. Ещё тут есть целые большие списки книг на разные случаи жизни. Десятка лучших романов для чтения в старших классах, десятка лучших романов для чтения во время простуды, десятка лучших произведений для рыданий и даже десятка лучших книг для чтения в туалете.
Занятная книга, после которой вопрос "что почитать" долго не будет вас мучить. Список книг пополнится даже не на десятки, а на сотни позиций, и вы всегда будете знать, что именно читать, когда вы несчастны, стукнулись ногой или у вас гайморит.
"Книгочёт: пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями", Захар Прилепин
Это очень хорошо написано. Редкое чувство языка, точные и сочные формулировки. Порою я завидовала автору. Лёгкости его слога, глубине взгляда. Как и я хотела бы так же писать о книгах. Так же точно подбирать слова, так же легко говорить о серьёзном, так же без пафоса рассуждать о главном. Большое уважение вызывает то, как Захар Прилепин разбирается в русской современной (и не только) литературе, как чувствует поэзию, как может сопоставить искусство и реальность. Здесь я нашла для себя несколько очень важных мыслей. Про то, что почти каждый большой русский писатель - и государственник, и революционер одновременно (Пушкин, Достоевский, Мандельштам, Горький: "присмотритесь к судьбе почти любого крупного российского литератора: охранитель и очернитель там соседствуют в одном человеке"). Про "потерянного мужчину" в современной мужской прозе: "Современного мужика, судя по литературе, некуда приспособить. То ли почвы нет под ним, то ли неба над ним, а может, ни того, ни другого не осталось". И про отсутствие мужчины как такового в женской прозе: "Мир, описанный в этих книгах, движим женщиной. Мужчины - где-то на периферии женского зрения и сознания. На мужчин будто бы махнули рукой: что взять с них - нечего". И ведь я чувствовала это раньше, думала в эту сторону, но нашла сформулированным только у Прилепина. На страницах этой книги - наши современники: Дмитрий Быков, Проханов, Башлачёв, Степнова, Шаргунов, Авдотья Смирнова, Елизаров и десятки других писателей и поэтов. С теплом, тихой радостью и нежностью Прилепин пишет об одних писателях: "настоящее, непридуманное, родное" о рассказах Тарковского. С иронией и сдержанным сарказмом - о других: "писатель типа Чехова, бля" про Гришковца. С воодушевлением, и восторгом - о третьих: "великий текст, написанный с такой нерукотворной мощью, что я до сих пор не отойду от впечатления" о романе "Каменный мост" Терехова. Здесь не только о современной литературе речь. Тут много про что. Про жизнь вообще, про родину, про ощущение себя в этом мире. Иногда всего несколько фраз на тему, но каких! Ходишь после них весь день, перекатываешь в голове, прикладываешь к себе и своей жизни: "Жить в России ужасно, но это такое счастье"; или "В разные времена мы были беспощадными к себе и другим, были лживыми, подлыми, дурными, но никогда ещё не было такого жуткого ощущения полной потерянности на свете и богооставленности"; или "Человек в нас совсем истончился. Почти нет его, непонятно, в чём душа держится, и где она, и как с ней быть"…
Я думаю, что так писать может только тот, кто много прочувствовал, много прожил, пережил. Тот, кто искал всё время, сомневался, прислушивался к себе и к миру, к людям и к Богу. Тот, кто сохранил свет в себе, любовь к человеку и к своей стране. Тот, кто не боится нащупать свою боль, принять её и переплавить в текст. Широта души и глубина чувств есть в этой книге. Спасибо, Писатель.
"Такой способ понимать", Самуил Лурье
Самуил Лурье - писатель, критик и историк литературы. В своей книге он рассуждает о произведениях разных эпох и стилей. От Омара Хайяма до Владимира Набокова. У этой книги есть такой эффект. Когда читаешь, ощущаешь себя сильно умным, потому что вообще взялся за неё. Но в то же время чувствуешь себя сильно глупым, потому что мысль автора бежит далеко впереди твоей собственной, потому что он там видит чего-то такое, что ты и не видел никогда. И "Капитанская дочка" Пушкина, и "Робинзон Крузо" Д. Дефо открываются с совершенного нового ракурса. Сразу скажу, что книга эта - на любителя. Во-первых, для тех, кому всё ещё интересны Стивенсон, Дэльвиг, Сервантес, Андерсен и Фет, например. Во-вторых, для тех, кто любит нестандартный подход к литературе. Когда штампы заменяются личным отношением, авторитеты перестают быть таковыми, а незначительные детали начинают становиться важными. Например, Гоголь здесь - уже не просто "дядька с каре, который жжёт", а писатель, твёрдо верящий в высокое назначение человека - каждого человека. И только у Лурье я прочитала, что "никогда и нигде не звучала по-русски столь неистово и нежно высокопарная музыка обиды и свободы", как у Лермонтова. Захотелось перечитать классику и увидеть её новыми глазами. Из минусов. Показалось, что автор иногда прямо вот чересчур "умничает". Понятно, что знает он много, что выводы может делать глобальные. Но зачастую его въедливость и снисходительный взгляд сверху меня напрягал. Но, несмотря на то, что книга сложная, специфическая, от неё остаётся ощущение глубины, очень серьёзного и вдумчивого подхода. После Лурье мир литературы видится ещё более интересным, разнообразным и многообещающим.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".
Бывая в книжном магазине, испытываю "удручение" или "обалдение". Тысячи глянцевых корешков абсолютного иностранного "фэнтези", мистики и "изотерики?" ну и прочей детективщины. Да и русские издания кроме Толстого, Достоевского ну там ещё Бунина и Булгакова, представлены исключительно акуниными, пелевиными, рубиными и прочими быковыми с улицкими..Бывая в книжном магазине, испытываю "удручение" или "обалдение". Тысячи глянцевых корешков абсолютного иностранного "фэнтези", мистики и "изотерики?" ну и прочей детективщины. Да и русские издания кроме Толстого, Достоевского ну там ещё Бунина и Булгакова, представлены исключительно акуниными, пелевиными, рубиными и прочими быковыми с улицким.А тех, о ком пишет Захар, да и его самого, что-то очень мало - не встречал