В интервью "Омск Здесь" Серафима Орлова расскажет о том, зачем людям сказки, почему её привлекает тема города и что читает маленькой дочери. А в нашем видео она представит свою сказку под названием "Призрак".
- Ранее по вашим произведениям, в которых исследуется городское пространство, были поставлены спектакли в Омске и Самаре. Сейчас вы участвуете в проекте "Сказки в городе". Почему для вас так важна тема города?
- Нравится осмыслять пространство, которое люди обжили физически, но которое мало зафиксировано в культурном коде. Ощущение первооткрывателя.
- Нравится осмыслять пространство, которое люди обжили физически, но которое мало зафиксировано в культурном коде. Ощущение первооткрывателя.
- Например, книга "Транссиб" чем-то напоминает, принцип художественного освоения пространства похожий. Но в целом именно форму сказки такие работы приобретают редко.
- Ваша любимая сказка в мировой литературе?
- Моя любимая сказка - это "Люля-Нырец" ("Люля" В. В. Бианки, - прим. ред.). Про сотворение мира. Мне с детства очень нравилась эта история. Наверно, много говорит обо мне. Потому что, говорят, наши любимые сказки рассказывают, в первую очередь, о нас самих. Вообще, сказки - это иснтрумент для познания себя и мира. Мы объясняем мир через метафору и аллегорию, и наш способ объяснения мира - это то, что мы говорим о себе.
- А есть любимая сказка в проекте? И любимая городская легенда?
- В проекте, наверно, это сказка про эльфа, который воровал время. Вообще, в этих сказаках очень много фраз и намёков, которые стали актуальны сейчас. Но в истории про эльфа была фраза, которую я убрала, потому что она показалась мне не подходящей случаю. Я сейчас думаю, не стоит ли вернуться к первоначальному варианту. Если мы к нему вернёмся, то это можно будет прочитать в текстовой версии, когда выйдет книга. А любимая легенда - про кинотеатр "Гигант", хороший сюжет для мистического фильма.
- Вы хотели бы экранизировать или поставить на сцене материал, созданный для проекта "Сказки в городе"?
- Вообще, это было бы интересно. Хотя на самом деле это уже перформативный акт, т. е. то, что сказки читаются, читаются вполне определёнными людьми, не артистами, и то, что они сопровождается музыкой специально подобранной. По факту это уже современная форма спектакля. Плюс он ещё представлен на видео, т. е. отвечает актуальным запросам, сразу переводится в цифровой формат, сразу организован так, чтобы его было удобно смотреть. В принципе это уже можно рассматривать как спектакль своего рода в союзе с телевидением. Но его можно ставить и более традиционным способом, с персонажами, с играми внутри, может быть, что-то более подходящее именно для детей. Потому что сказки, которые дети могут смотреть вместе со взрослыми, вот эти семейные истории, - это, мне кажется, всегда интересная вещь и сейчас очень важная для тепла и единения. Поэтому возможно из этого удастся сделать ещё что-то такое более театральное и согревающее.
- В прошлом интервью вы рассказывали об экранизации вашей повести "Голова-жестянка". На какой она стадии сейчас?
- Идёт монтаж. Сейчас киноиндустрия в подвешенном состоянии, так что не будем загадывать дату выхода, пусть всё состоится!
- Как вы оцениваете сегодняшнюю литературную среду в Омске?
- Есть хорошие авторы, известные за пределами малой родины. Жалко, многие уезжают. Например, Саша Яковлева, лауреатка премии Левитова, она как раз мастерица делать сказки и рассказы на этноматериале.
- Когда вы пишете, представляете ли вы своего читателя? Какой он? Высокий отличник или зажатый молодой человек, которому только предстоит открыть себя?
- Вообще, я обычно девушку представляю. Хотя, помню, парням тоже заходили мои тексты, особенно Жестянка, передавали спасибо за честность и иронию. Моя читательница, наверное, та, кто думает о принятии себя, а это очень широкий круг и почти любой возраст. Это же справедливо и для читателей.
- Насколько трудно молодым авторам из провинции выйти на всероссийский уровень? Что для этого нужно? Насколько вообще престижно сейчас быть писателем?
- Есть лифты - всероссийские форумы писателей, конкурсы, премии, социальные сети. Нужно отбросить снобизм и искать себе единомышленников и среду, которую будешь уважать и равняться на неё. Видение себя как одинокого непонятого избранного, прямого подражателя классиков, сильно тормозит развитие. Обязательно надо читать всё актуальное из разных сред: поэзия, драматургия, проза, в идеале ещё прикладное - сценарии, визуальные новеллы, игры. Хотя бы понемногу знакомиться. Сложно говорить о престиже, но владеть силой слова в общем смысле всегда престижно, нужно просто уметь это применить.
- Вы пишете о подростках и для подростков. Они часто подвергаются критике со стороны старшего поколения: не те увлечения, мало читают, много времени проводят в телефоне, морально чёрствые. А что вы думаете о современных подростках? Что им интересно? Чего они хотят?
- Вообще, я для разных возрастов пишу, книга, действительно, больше для подростковой аудитории. Я верю в современных подростков, лучшие из них выглядят честнее, добрее, храбрее, эрудированнее, чем я в том же возрасте. Думаю, они хотят свободы и самореализации, того же, что и все молодые во все времена.
- Есть в планах новые произведения? Может, что-то уже пишете? Или писатель всегда в процессе письма и поиска?
- Всегда, конечно. О планах бросила рассказывать, трудно потом исполнить.
- Недавно у вас появился ребёнок. Вы уже читаете ему? Если да, то что?
- Читаю современных поэтов и классику, дочка уже наизусть воспроизводит куски поэм. По собственному желанию, я не учу специально. Например, очень любит книгу Елены Мамонтовой "Когда собираются в стаю драконы". Это весёлая и немного хулиганская поэма про ребят, которые остались без присмотра и испытали волшебное превращение, которое изменило их и мир вокруг.
- Что оставило неизгладимое впечатление из прочитанного за последний год?
- "Секция плавания для пьющих в одиночестве" Саши Карина, очень интересное фантастическое допущение и жанр смешанный, мистика плюс социальная фантастика.
- О чём мечтает драматург Серафима Орлова?
- Peace and love.