В интервью "Омск Здесь" Ли Рэй расскажет о том, как в её жизни появилось литературное и театральное творчество, какие обстоятельства связывают её с Сергеем Есениным и что стало её главной победой. А в нашем видео она прочтёт два рассказа.
- Ли Рей. Почему такой псевдоним?
- Мне хотелось создать псевдоним, который был бы не просто красиво звучащим именем, но и имел важный смысл в первую очередь для меня. Так и появился Ли Рэй. Первая часть - сокращение от прежнего прозвища - Лирик. Что-то глубоко поэтичное, нежное и творческое. Рэй - имя любимого писателя Брэдбери. Для меня его рассказы - пособие по созданию удивительных текстов. Рэй добавил псевдониму какой-то звонкости и, наверное, уверенности. К сожалению, вторая часть псевдонима совершенно не используется. Многие считают её фамилией. Поэтому, я остаюсь Ли.
- У тебя есть свой театр. Расскажи о нём. Как пришла идея организовать его? Чем он отличается от других?
- Я являюсь художественным руководителем и драматургом в театре психологической драмы "БЕЗ ИМЕНИ". Это любительский театр при факультете культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Идея создать собственный театр появилась после знакомства с девушкой Верой, которая в театре тоже является режиссером и художественным руководителем. Нельзя сказать, что театр МОЙ. Он НАШ, и мне это безумно нравится. Мы с Верой познакомились в другом студенческом театре, но нам быстро стало мало места. Мы ушли и создали свой. Мы специализируемся на психологической драме. Залезаем в головы людей, вытаскиваем их страхи, проблемы, травмы, радости и показываем всё это на сцене. Одним словом - катарсис. Это про нас. Двери нашего театра открыты для всех желающих. С опытом или без - не имеет значения. Мы всему обучаем на актёрских тренингах, а потом выходим на большую сцену. Сейчас мы готовим большую постановку. Надеемся, что сможем выйти к зрителям на сцене Дома актёра.
- Какой театр тебе нравится? Есть любимые спектакли в омских театрах?
- Сложно выделить какой-то один конкретный театр Омска, который мне нравится или, наоборот, не нравится. Например, в Омском академическом театре драмы мне нравится спектакль "На чемоданах", в "Пятом театре" совершенно абсурдный спектакль "Лысая певица", в Лицейском театре "Пижама на шестерых", а в ТЮЗе одно время шёл спектакль "Семья вурдалака".
- Каким ты представляешь себе современного драматурга? А современного театрального зрителя?
- Современный драматург, в моем представлении, это автор, который не боится выйти за рамки. Говорит на языке XXI века. Затрагивает темы, которые близки зрителям этой эпохи. Экспериментирует с формами и жанрами. Не пишет в стол. Пытается принести что-то новое, даже если "всё уже было создано до нас и не нами". Не боится удивлять. Кстати, об удивлении. Мне кажется, что современному зрителю хочется не только классического театра, в котором соблюдаются сценические правила, но и быть удивленным. Увидеть что-то такое, чего ещё никто не делал. Это и про декорации, и про игру актёров, и про всё остальное.
- Ты пишешь в жанре магического реализма. Чем он привлекает тебя? Что позволяет выразить?
- Магический реализм - максимально прекрасный жанр. Он позволяет увидеть в повседневной жизни фантастические, волшебные, магические вещи. Вчера ты жил в своей скучной обыденности, а сегодня с тобой происходят события, которые заставляют тебя щипать себя за руки, проверяя, сон это или реальность. Человеку перенестись в фантастический мир - это что-то за гранью невозможного, а перенести фантастический мир к человеку - это уже может оказаться просто сбоем в матрице. Многие верят в паранормальное. Почему это самое паранормальное не может показаться главному герою и попытаться помочь ему?
- Твои рассказы основаны на реальных событиях?
- Смотря какие рассказы. Наверно, всё-таки большинство выдуманные. Но да, у меня есть произведения, которые основаны на моих ситуация, на моих событиях. Например, рассказ "Вера". Там как раз была описана моя комната, мои мечты, планы. Я сейчас занимаюсь фотографией, как и герой рассказа. Но вот я не поступила на филфак, хотя очень хотела. И, как в этом рассказе, у меня есть какая-то вера, которая помогает мне не сдаваться. Писатели обычно что-то вкладывают от себя в текст. И да, у меня есть такие произведения, но немного.
- Что повлияло на твоё становление как автора? Как ты начала писать?
- На самом деле, я совершенно не понимаю, как так получилось. До 5 класса я не любила литературу. Писать сочинения для меня было чем-то ужасным. Мне нравились точные науки. Потом стали получаться стихи. Я начала думать ими. Только ритм прыгал. Мне как-то сказали: "Ритм в стихах станет правильным, когда сможешь успокоить его в своей душе". Но ураган внутри не хочет утихать до сих пор. Зато мои стихи всегда можно узнать по своеобразному ритму. Прозу я не воспринимала. А потом я поняла, сколько всего можно передать в рассказе. Для меня каждое слово имеет свой цвет, и самое приятное чувство, когда все цвета-слова создают целостную картину. С драматургией получилось максимально глупо. Мне говорили, что это сложно, что драматурги годами пишут свои труды. А я решила взять себя на слабо и доказать в первую очередь самой себе, что это не так страшно. Для первого раза вышло совсем неплохо, и мне понравилось.
- В незнакомых больших помещениях ты читаешь Есенина для проверки акустики. Почему именно его? Что связывает тебя с этим поэтом?
- Стихи Есенина мне читала в детстве бабушка. Думаю, так и началась любовь. Не только его стихи привлекают меня. Он нравится мне как личность. Пришлось прочитать не один том воспоминаний современников о нём, чтобы хоть чуть-чуть узнать о его жизни. В комнате у меня висит его портрет, а друзья дарят его бюсты, книги. Вообще, по соционике у меня тип Есенин. Совпадение или нет, но мне нравится думать, что нет.
- Что ты считаешь своей главной победой?
- Моя главная победа - победа над собой. У меня получилось сделать выбор и убедить своих родителей, что перевестись с журналистики на факультет культуры и искусств в середине семестра - это то, что мне нужно. Впервые я не ошиблась и сделала так, как лучше. Было очень страшно. Но сейчас я наконец-то чувствую себя на своём месте. Это действительно победа.
- О чём мечтает молодой писатель Ли Рей?
- Сложный вопрос. Наверное, какой-то большой или особенной мечты у меня нет. Просто хочется, чтобы во всём была гармония. Во всём и у всех.