Я ощущаю нехватку слова. Филолог и поэтесса Элиза Григорян о науке и творчестве
Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 18 мая 2022, 18:28  •  печать

Я ощущаю нехватку слова. Филолог и поэтесса Элиза Григорян о науке и творчестве

Сегодня в проекте #встречисавтором филолог, поэтесса Элиза Григорян. Она пишет кандидатскую диссертацию о произведениях современных паломников и пишет стихи в прозе и лирическую прозу. Жанр, в котором творит, девушка определяет как "заметки". В них она стремится настроить читателя на добрую волну.

Элиза Григорян  •  поэтесса, филолог

В интервью "Омск Здесь" Элиза Григорян расскажет о том, как совмещает науку и творчество, в чём особенность избранного ею жанра и каких омских авторов любит читать. А в нашем видео она прочтёт свои стихи в прозе.

– Вы уже участвовали в нашем проекте в декабре 2020-го. Что изменилось в вашей жизни и творчестве за эти полтора года?

– Полтора года прошло! Конечно, за это время произошло много событий. Я научилась не оценивать события с точки зрения "плохо" или "хорошо", а ценить каждый момент, насколько это возможно. Видеть в каждом событии, на первый взгляд плохом, урок или трамплин для развития. Я работала в научном проекте, мы издали коллективную монографию и презентовали её, меня это захватило полностью, поэтому на усиленное развитие творческой сферы жизни оставалось не так много времени. Но заметки со мной были всегда. За это время я наконец-то преодолела барьер, из-за которого не могла писать в стихах: я осознаю, что стихи не всегда идеально складываются, но это не делает их менее важными или менее красивыми. В связи с моими личными событиями и мировыми в том числе я захотела добавить больше света и веры в произведения, чтобы главным в них стала не форма и даже не глубокая мысль в метафоре, а надежда, которую они способны подарить. Послевкусие и послемыслие – вот что теперь важно для меня.

– Как вам удаётся совмещать науку и писательство? Ведь у вас очень чувственные стихи, а в науке нужна логика и расчёт.

– Интересный вопрос! С одной стороны, это действительно так: если в науке я учусь у старших коллег, развиваю логическое видение, критическое мышление, анализирую, структурирую материал, то стихи – это полностью моя сфера, где я могу быть любой, выражать себя наиболее полно. И это здорово, когда есть возможность проявлять себя в разных жанрах, это позволяет убрать однобокое видение из головы и негибкость в жизни. Это моя личная потребность – быть разной. А с другой стороны, в филологии художественное мышление только помогает, ведь как понимать язык, если ты на нём не говоришь и не знаешь его правила? И кажется, что наука следует только логике и лишена интуитивной составляющей. Всё же это не совсем так. Порой не задумываешься, но благодаря интуиции находишь нужные темы, нужные решения вопроса, нужный материал и только потом с помощью логики осознаёшь, что именно так было правильно. Это довольно интересный процесс, когда понимаешь, что даже в такой сфере, как наука, важно смотреть на вещи не только аналитично, но и позволить себе идеи, следуя за интуицией.

– Что привлекает вас в филологии? Над чем работаете в диссертации?

– Во время работы в научном проекте я увлеклась современной паломнической прозой и паломнической лирикой. Именно этим я занималась последние два года. Очень здорово находить общие мысли о том, как идти к свету, в заметках разных людей.

– Вы говорите, что пишете стихи в прозе или лирическую прозу и определяете свой жанр как заметки. Почему именно такое определение? Чем, на ваш взгляд, ваши произведения отличаются от верлибра и белого стиха?

– Это были заметки в блокнотах, потом я стала делиться ими с друзьями и единомышленниками, а название оставила таким же – заметки. Сначала в содержании были мысли о вечном, поэтому жанр, скорее всего, можно было определить как эссе: больше размышлений, публицистичности. То, что писалось позже, (а особенно "сейчас"), конечно же, уже можно назвать стихом: уже больше личных переживаний, своего опыта, больше самовыражения, больше своего глубинного. Иногда это белый стих или верлибр, потому что есть заданный ритм, который является важной составляющей в этих произведениях. Если же ритма нет, потому что он не нужен в данном случае, то это эссе, рассказ или заметка.

– Не ощущаете ли переизбытка словесной работы в вашей жизни?

– Напротив, я ощущаю даже нехватку! Слово так многогранно для меня, что соприкосновение с ним всегда разное. На данный момент я планирую больше времени уделять творчеству, потому что невысказанные идеи не дают спать! И дописать, наконец, диссертацию.

– Каких авторов вы читаете и любите? Что цените из современного?

– Конечно же, я люблю русскую классику. Нет материала более совершенного, чтобы учиться, понимать и проникаться лирикой. Но современное тоже бывает ценным. Удивительно, но я очень люблю творчество омских молодых писателей, я считаю, что в нашем городе много талантливых ребят. Их можно послушать на литературных встречах "Выси", "Говорит поэт" и других. Видимо, Омск располагает к размышлениям о вечном и к романтике!

– Можете назвать имена омских авторов, которые особенно вам нравятся?

– С удовольствием читаю наших омских поэтов: например, Марину Безденежных, Александра Кудрявцева. Ещё, на мой взгляд, в Омске много и молодых ребят – начинающих авторов, чьи стихи намного интереснее пропиаренных в соцсетях интернет-поэтов.

– Какой совет вы бы дали начинающему литератору?

- Вот тут я не смогу быть оригинальной: начинающему литератору нужно просто проявляться. Быть смелым, отважным, внимательным. Просто быть. Если у человека есть способность говорить о важном и направлять этим к свету, "глаголом жечь сердца людей", то молчание этого человека и его страх проявления - это уже потеря не только для него самого, но и для целого мира.

Фото: Илья Петров, Александра Грабежова, Дарья Лубе

Читайте также