- Яна, когда ты решила, что будешь заниматься дизайном?
- Наверное, я это знала ещё с детского сада. У меня семья такая: мама, тётя, бабушка всю жизнь шили. Я росла в обстановке, где все интересовались модой, поэтому сомнений особо не было, что я пойду в дизайн одежды. Плюс у меня есть база в виде художественной школы.
- Когда ты поступила в университет, твои ожидания оправдались? Так ли ты представляла дизайнерское ремесло?
- Не скажу, что все ожидания оправдались. Когда ты смотришь со стороны на весь этот мир моды, ты всё равно его как-то идеализируешь, думаешь, что это всё легко, красиво. Но то, что это огромная работа и труд, ты как-то не задумываешься.
- А в чём самые большие сложности в учёбе на отделении дизайна?
- В том, что тебе нельзя расслабляться. Нужно постоянно набивать руку, развивать свою насмотренность. Постоянно быть в каком-то движении, процессе.
- Расскажи о своём проекте, который ты представляла в этом году на конкурсе "Сибирская этника".
- Проект сложился из двух тем, которые мне как-то пришли в голову, и я их объединила в своей конкурсной работе. Творческими источниками стали подушки и иллюстрации Ивана Билибина к народным сказкам. У меня сложился в голове образ, а точнее воспоминание о том, как в детстве я ездила к бабушке. У неё на кровати всегда было очень много подушек. Она мне перед сном читала сказки, и я вспомнила вот эти книжки с иллюстрациями. Это послужило вдохновением для моего проекта.
Проект "Перина"
- А что чаще даёт вдохновение - собственные воспоминания и чувства или так называемая насмотренность, работы именитых кутюрье?
- На самом деле, по-разному. Вдохновение - оно везде. Ты можешь вдохновиться любым предметом, он может тебе напомнить какую-то интересную форму в костюме, и ты возьмёшь её за основу своего творческого проекта.
- Какие дизайнеры и бренды тебе нравятся?
- В основном это деконструктивисты, наподобие Маржела (Мартан Маржела - бельгийский модельер, основатель французского дома моды Maison Margiela, - прим. ред.), Ёдзи Ямамото. Мне ещё очень нравится то, что сейчас делает Демна Гвасалия в Balenciaga и Vetements. Разные бренды могут дать разное представление о направлениях в моде, каждый бренд может продемонстрировать одну и ту же стилистику по-своему.
- Ты - представитель поколения зумеров. Как ты думаешь, чем вы, дизайнеры поколения Z, отличаетесь от тех же миллениалов, например?
- Мне кажется, мы смелее во многих проявлениях. Для нас не является чем-то страшным сочетать несочетаемое, привносить какие-то, казалось бы, нестандартные вещи в одежду. Преподаватели иногда всё равно нас чуть-чуть подзагоняют в рамки, но это чтобы мы сильно не расслаблялись (улыбается).
- Как твои родные относятся к твоему творчеству? Они, как люди, которые тоже шьют, понимают твои работы или для них это всё-таки что-то непривычное?
- Моя семья всегда меня поддерживает, и им нравится всё, что я делаю. Не знаю, насколько это правда, но надеюсь, что это действительно так (улыбается). Они у меня очень прогрессивные, понимают современную моду, и поэтому им не кажется моё творчество чем-то странным. Им всегда понятно, почему я это делаю, как я это делаю, и поэтому им нравятся мои работы.
- Насколько сегодня важно продвижение дизайнеру? Как ты думаешь, в 2021 году можно "проснуться знаменитым", никак не рекламируя себя в соцсетях?
- Я думаю, всё возможно, но, конечно, в век такого развития технологий, информации, важно себя продвигать. Если ты действительно хочешь достичь успеха, нужно постоянно быть на виду, как-то показывать себя и уметь правильно себя презентовать.
- Как ты представляешь людей, которые будут носить твою одежду?
- Сложный вопрос. Я об этом задумывалась, но я нахожусь ещё в творческом поиске, поэтому пока что не знаю, какой он - мой потенциальный покупатель. Наверное, это человек, который любит экспериментировать, хочет выглядеть интересно и необычно.
- А ты бы хотела иметь свой личный бренд?
- Да, конечно, хотела бы, в планах на будущее это всегда есть. Мне кажется, у каждого из нас, дизайнеров, есть какой-то такой план в голове, иметь своё дело под личным брендом.
- У нас в Омске люди модно одеваются?
- На самом деле, когда я приехала на первом курсе учиться в Омск, я очень сильно удивилась. Мне показалось, что в моём городе (я сама из Казахстана, Петропавловска) люди одеваются даже лучше. Но сейчас всё очень поменялось, особенно я это заметила, когда вернулась в Омск после года на дистанционном обучении. Мне кажется, что сейчас люди стали более смелыми в подборе одежды, и это наконец-то коснулось и Омска.
- Что тебя может расстроить в образе человека?
- Расстроить, наверное, это слишком громкое слово. Люди одеваются, как они хотят, как им удобно, и я никого за это не осуждаю. Конечно, в любом случае приятно видеть человека, который интересно одет, потому что в первую очередь ты подмечаешь какие-то детали в его образе для себя, думаешь: "Ага, вот, например, здесь я могу взять этот приём и использовать его в своих образах или в своём проекте". Это как раз про вдохновение.
- Ты можешь пожертвовать комфортом в одежде или всё-таки красота не требует таких жертв?
- Иногда жертвовать комфортом приходится, потому что вещи - они не все удобные (улыбается). Но всё равно больше я выбираю комфорт, потому что, когда ты чувствуешь себя в одежде не очень удобно, это всегда ощущается, отражается на твоём настроении и на всём остальном.
- Как ты относишься к одежде из переработанных материалов?
- Очень хорошо. Мне кажется, у меня девяносто проценто гардероба - это какие-то переделанные вещи, поэтому у меня тема ресайклинга находит большой отклик. Я с большим интересом этим занимаюсь: ты даёшь вещам вторую жизнь, и плюс это ещё довольно экологично.
- А где вообще в Омске можно стильно одеться? Или в интернете проще заказать?
- Да можно стильно одеться хоть в бабушкин халат, если знаешь с чем его сочетать. Мне кажется, сегодня понятия "модно", "тренды" вообще уже уходят на второй план, и сейчас идёт упор именно на какой-то личный стиль, на собственные предпочтения, самовыражение.
- Что ты любишь помимо дизайна?
- Мне нравится фотографировать, я люблю снимать видео, монтировать их. Делать что-то такое мелкое - плести, вышивать.
- Какие у тебя ближайшие творческие планы? Может быть, уже есть в голове образ какого-то платья, наряда?
- Пока что нет. Впереди у меня дипломный проект, и сейчас мои мысли заняты только этим. Поэтому сильно вперёд на будущее не загадываю.
Фото: Илья Петров