Героиня проекта "Омск Здесь" #встречисавтором молодая писательница Элиза Григорян постоянно находится в поиске новой формы, чтобы наполнять свои стихи в прозе необычным содержанием.
Для неё поэзия - как мольберт для художника. Блокнот и ручка для Элизы - лекарство. В своём творчестве девушка любит использовать метафоры и переносы, потому что это создаёт особые отношения с читателем и настраивает его на одну волну с автором.
О личном, романтике и загадках, о творчестве и собственном пути рассказывает Элиза Григорян.
- Элиза, почему вы пишете, для чего лично вам это нужно, чем интересно?
- Во-первых, творчество, причём именно писательское, для меня - это потребность души. Просто в один прекрасный момент открываешь силу слова, его красоту. Соединяешь их и понимаешь, что слово обладает невероятной красотой, когда оно именно в предложении, а предложения - когда они в единой композиции. Первые стихи я начала писать в 6-12 лет, потом был долгий перерыв, потому что сдвинулись интересы, появились другие приоритетные дела. Да и подростковый максимализм мешал: казалось, что нужно писать только тогда, когда получаются шедевры. Но руки так и чесались взяться за ручку! В осознанном возрасте я вернулась к писательству, теперь смогла договориться с собой: неважно, есть ли большой талант и напишу ли я когда-нибудь что-нибудь стоящее, я всё равно буду писать, потому что иначе душе некомфортно.
Во-вторых, творчество для меня - это путь искренности и самопознания. В своих произведениях я самая настоящая. Друзьям в шутку говорю, что книжки пишет мое "альтер-эго", а на самом деле это самая настоящая я: стараюсь писать максимально искренне, о себе, смело. Писательское творчество для меня - это удивительный путь общения со своей душой, путь к себе, к своим душевным тайникам и кладам. Порой я сама узнаю о себе из своих же строчек нечто новое.
Ну, и в-третьих, это желание запечатлеть мгновение: у кого-то в руках фотоаппарат, у кого-то краски и мольберт для этих целей, а у меня - блокнот и ручка. Ведь каждый из нас выбирает своё лекарство для исцеления от боли, неуверенности и страха, слишком бытовых будней. Вот и я выбрала.
- Несмотря на всю внешнюю лёгкость, быть литератором - титанический труд. Что в вашем деле даётся вам легко, а с чем возникают сложности?
- Да, это так. Чтобы произведение вышло в свет, нужно приложить неимоверные усилия. Сначала нужна достойная идея, потом ты должен точно и красочно её изложить, затем "домастерить", отредактировать ещё не раз, после этого необходимо найти редактора, который возьмётся за публикацию книги, или же самому за свой счёт опубликоваться. И это только первая часть работы! Ведь дальше начинается труд над черновиком, макетом, книгой… Сама работа для того, кто любит это дело, не так уж сложна, сложно сохранить силы для этой работы, когда у тебя есть ещё работа, диссертация, семья, любимый человек и вообще вокруг проходит такая интересная и яркая жизнь! Даже если писатель работает редактором, он должен выкраивать время для своих собственных произведений и вести серьёзные переговоры со своей ленью, усталостью, привычкой откладывать всё на потом. Сложно сохранить веру в то, что это кому-то нужно. Сложно учиться распределять своё время так, чтобы не только сберечь свои литературные навыки, но ещё и развить их. Сложно закрыться в комнате и работать над своей книгой, выделив хотя бы немного времени на это. Сложно перестать задаваться вопросом: "Вот я выпущу книгу. А что с ней делать дальше?". Главное - всегда помнить, что ответ найдётся. Я на все свои "сложно" ответила так: "Итак, что я могу сделать для мира? Писать о красивом и вечном, чтобы вдохновлять людей. Значит, этим и займусь, а там будь что будет!".
- В каком жанре вам нравится работать и почему именно к нему вы пришли? Как вы создаёте свои произведения?
- Я выбрала для себя жанр стихов в прозе или мини-эссе. Обычно это лирическая проза на какую-то вечную тему: о любви, красоте, жизни, вере, мирном небе. Ищу новые формы, потому что люблю наполнять необычным содержанием: то в строчках зашифрую фрукт, то пишу от лица океана или музы, то признаюсь в любви изяществу или скромности. К своему жанру пришла, когда поняла, что слова могут передавать несколько смыслов сразу и порой внутри строчек целые глыбы смыслов, которые никак не вербализованы. Обожаю метафоры и переносы, это создаёт особые отношения с читателем: ты как будто настраиваешь его на свою волну и между вами возникает тайна.
- Чем ещё, кроме писательства, вы занимаетесь, ваши увлечения? Кто вы по профессии, занимаетесь ей или ушли полностью в творческий процесс?
- Увлечения мои абсолютно "типичные": работа, учёба, дом, родные, друзья, саморазвитие. Я филолог и аспирантка ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Изучаю слово! Я работаю в научно-техническом отделе своего же университета, координирую научный процесс. На первый взгляд может показаться, что деятельность не творческая, но если присмотреться, то наука - то ещё сотворчество! Вообще литература научила меня смотреть на мир как на огромное произведение и искать в нём органику, ритм, композицию и… средства выразительности! Да, и автора.
- В вашей семье ещё кто-то пишет?
- В моем случае это не генетическое, а приобретённое! Именно писательским творчеством, кроме меня, никто не занимается. Но, безусловно, творчество витало в моей семье ещё с моего детства: создавались потрясающие картины, дизайн квартир, кулинарные шедевры.
- О чём вы мечтаете?
- Я мечтаю написать и опубликовать книгу! Я думаю, что это мечта объединяет всех начинающих литераторов. И ещё мечтаю сохранить баланс во всех своих увлечениях и делах, чтобы многое успеть, но не поверхностно, а с душой. Как и любая современная девушка, я мечтаю научиться грамотно распределять время между семьёй и работой.
- Близкие поддерживают вас в писательском деле?
- Мои близкие меня поддерживают, потому что знают, что это для меня важно. Моя мама до сих пор помнит моё первое стихотворение! А вообще меня поддерживают не только близкие, но и друзья, коллеги, преподаватели. Каждый внёс свой вклад в моё мировоззрение, а значит - и в мои стихи. И я всем очень благодарна. Например, моя первая рецензия "вслепую" (рецензент не знал меня, а я его имя видела) была от моего университетского преподавателя, профессора, доктора филологических наук. Он тогда раскритиковал мой рассказ, указал на недостатки и погрешности. Но самое главное: он посоветовал писать только о себе. И с тех пор я этому правилу ни разу не изменила! В писательском деле невозможно без людей и их поддержки, ведь мы пишем о них и для них.