26 июля 1930 года под Воронежем впервые были проведены прыжки с парашютом с целью тренировок. Именно эту дату принято считать началом парашютизма в нашей стране. Этот неофициальный праздник любителей и профессионалов отмечается ежегодно. Там же, под Воронежем, 2 августа 1930 года, прыжки провели в военных целях. И этот день стал официальным Днём Воздушно-десантных войск. В этом году оба праздника отмечают 90-летие.
Специально к этой дате корреспондент "Омск Здесь" побеседовал с инструктором парашютно-десантной подготовки омского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России, председателем Федерации парашютного спорта Омской области Виталием Чичериным. В его активе 1461 прыжок и более 10 тысяч человек, которых он подготовил и которым помог совершить первый шаг в неизвестность с парашютом за спиной.
- Виталий Владимирович, кто и что разбудили в Вас интерес к прыжкам с парашютом?
- Семья, в которой я родился. Отец - лётчик, мама - авиадиспетчер. Оба работали в аэропорту. Дом, в котором я рос, процентов на 80 был заселён специалистами, работающими в авиационной отрасли. Конечно, это накладывает отпечаток. В шесть лет я в первый раз оказался на борту самолёта, причём в кабине экипажа во время полёта. Для ребёнка - это переход в другое измерение, впечатление на всю жизнь. В юном возрасте было принято решение поступать в лётно-технический колледж гражданской авиации. Там же я начал выполнять прыжки с парашютом. Это не было обязательным для курсантов. Это был мой выбор. А потом это стало моей профессией.
- Каким был Ваш первый прыжок?
- Первый прыжок с парашютом я совершил 27 февраля 1994 года, в 18 лет. Аэродром ДОСААФ в Марьяновке. Высота 800 метров. Самолёт Ан-2. Страха как такового не было. Волнение было. Но так как я к этому шёл целенаправленно, однозначно, и мысли о том, чтобы не прыгнуть не было. Спокойно вышел. Прекрасно помню на уровне чувств этот контраст: шум двигателя и вдруг оглушительная тишина, а потом лай собак. Он запомнился мне почему-то особенно. Оказалось, собаки лаяли на тени парашютистов на земле. Приземлился я штатно, без приключений. Ну а дальше - прыжки стали важной частью моей жизни.
- Что обычно мотивирует людей на прыжок?
- Есть три группы. Первая, самая популярная, - люди, которым подарили сертификат на прыжок с парашютом. Либо те, кто хочет реализовать какую-то внутреннюю цель и поставить галочку в списке достижений, преодолев страхи. Вторая группа - те, кто приходит целенаправленно. Это кадеты и спортсмены. Им необходимо выполнить нормативы на получение разряда. Третья группа - "за компанию". Те, что считают прыжок прикольным аттракционом, развлечением, экстримом. Уже на первом занятии я стараюсь развеять такое видение. Самостоятельный прыжок с парашютом - серьёзное мероприятие. К этому человек должен быть и морально, и физически подготовлен. На каждом этапе прыжка от подготовки до приземления - это, прежде всего, ответственность и собранность.
- Кто отчаяннее - мужчины или женщины?
- Бесшабашнее и беспечнее, однозначно, мужчины. По моим наблюдениям за много лет, девчонки на самостоятельных прыжках более ответственные. Внимательно изучают теорию и систему, аккуратно и эстетично укладывают парашюты. Даже на старте они стоят более собранные. Что касается соотношения мужчин и женщин в группе новичков, то больше всё-таки мужчин. На каждую группу из 30 человек - девушек 8 или 10. Профессиональных парашютисток в Омске немного. Инструктор парашютно-десантной подготовки нашего клуба Евгения Шефер - у неё более 500 прыжков. Есть те, кто занимается этим раз от раза или за компанию. У девочек другие социальные задачи - семья, дети. Регулярно и много, по крайней мере в Омске, прыгают в основном мужчины.
- Можно ли в полной мере понять, что такое прыжок с парашютом, совершив его только один раз?
- Смысл этого действия, выйти из нормально летящего исправного самолёта, можно всю жизнь понимать. Я считаю так, что первый прыжок у всех индивидуальный. Но в основном это выброс адреналина. Не все помнят хорошо, что происходило на первом прыжке. В голове ещё теория, множество новых элементов процесса. Второй и третий прыжок более осознан. Уже нет страха перед неизвестностью приземления, многое выполняется на автомате, остаётся время для наслаждения полётом. На пятый-седьмой раз начинаешь контролировать процесс и себя в нём.
- Чего больше всего боятся те, кто прыгает?
- Человек боится неизвестности. Здесь в первый раз для него неизвестно всё: выход из самолёта, работа парашютной системы, приземление. Но основное, согласно подтверждённым исследованиям, - это первый шаг. Шаг в неизвестность и боязнь потерять точку опоры. Этот шаг потом вызывает самые яркие воспоминания. Но совершить его - это большая внутренняя работа. Подойти к открытым дверям самолёта и осознанно потерять опору, пусть даже на короткий промежуток времени. Конечно, этого боятся все. И даже того, что в последнюю секунду не смогут преодолеть этот страх. Всё остальное - технические моменты. Главное собрать волю в кулак и выйти. Что касается парашютов для новичков, то они максимально безопасны. Парашюты "Юниор", модификация армейского парашюта Д-5 для ДОСААФ. Круглой формы, с принудительным раскрытием. Проще и надёжнее ничего не придумано.
- Как часто люди отказываются шагнуть? Прошёл подготовку, решился, приехал, но не шагнул?
- В качестве инструктора я подготовил и десантировал из самолёта порядка 10 тысяч человек. Всех, кто не прыгнул, я прекрасно помню - их около 10 человек. Они не встали даже со скамьи в самолёте и не подошли к дверям. Так называемые "отказники". Такие выходят с аэродрома и растворяются. Страх оказывается сильнее их воли и решительности. То, что таких тащат и выкидывают насильно - это байки. Это небезопасно и недопустимо. Больше тех, кто тормозит, когда видит высоту. Некоторые на этапе подготовки сами просят, Виталий Владимирович, подтолкните, пожалуйста. Тут, чуть-чуть приподнимаешь ранец парашюта и подталкиваешь. Человек не понимает даже, как оказывается за бортом. А потом срабатывает техника и - благополучное приземление.
- Как новичка подготовить ко встрече с землёй?
- Боязнь приземления стоит на втором месте после преодоления страха шагнуть из самолёта, хотя по технике достаточно всё просто. Нельзя допускать - разведение ног, поджимать их и приземляться на прямые ноги. Во время первого прыжка человек шагает из двери, видит раскрытый купол и рано расслабляется. Это ошибка. Собранность должна быть на всех этапах. Когда я только начал заниматься прыжками в 90-х годах, начинающие парашютисты выполняли прыжки только зимой, когда приземление максимально безопасно. Летом их не десантировали, чтобы исключить травматизм. Сейчас начинающие выполняют прыжки круглый год. Если техника безопасности соблюдена, всё будет в порядке.
- Какие ограничения для прыжков с парашютом?
- Вес. Это первое, с чего начинается разговор. Мы предупреждаем, чем тяжелее человек, тем удар о планету сильнее. Но запретов особых нет. Бывает, человек весит более 80 кг, но при этом здоров и подвижен. Коленный и голеностопный суставы держат ударную нагрузку. Бывает вес маленький, но организм слабенький и вывихи и ушибы не исключены. Минимальный вес для парашютиста - 40 кг. Это уже дополнительный нюанс для инструктора, для расчёта точки начала выброски, чтобы приземление произошло на заданную площадку. В воздухе у нас ещё никто не оставался. По нормативным документам ДОСААФ России самостоятельный прыжок разрешается с 14 лет. В тандеме с инструктором - с 8 лет.
- Какими качествами должен обладать инструктор в процессе работы?
- Во-первых, педагогические навыки. Есть профессионалы, которые сами умеют и знают много, но не могут донести информацию до начинающих в течение сжатого промежутка времени. Это надо уметь. Во-вторых, инструктор должен вселять в начинающего парашютиста веру в надёжность техники. Нельзя запугивать. В-третьих, сам должен быть специалистом. Отвечать твёрдо и без запинок на любые поставленные вопросы. Не ответишь - вселишь неуверенность. А главное - это чтобы человек доверял.
- Минимальная высота, с которой можно прыгать? И как приземлиться на спичечный коробок?
- Новички прыгают обычно с высоты не ниже 800 метров. Мы тренировались и с высоты 150 метров. Это минимальная высота прыжка, на которой парашютная система сработает штатно. Такие прыжки причисляются к сложным и могут выполняться парашютистами с уровнем подготовки не ниже инструктора. Что касается точности приземления, парашютист, в активе которого 150-200 прыжков, стабильно уже приходит в квадрат 10 метров и за него уже не выходит. 500 прыжков - "приземление в мат" (площадь 2 метра квадратных). Мы говорим, там где "мат", там нога в спичечном коробке. Так называемое "приземление на датчик".
- Есть ли у парашютистов приметы и традиции?
- Чётко определённых ритуалов нет. У каждого есть свои, часто о них не говорят. Например, ногами не спать к выходу, не бриться перед прыжком, не фотографироваться на старте. Я считаю, что это ерунда. Иногда встречал ребят, которые неистово крестятся перед прыжком. Каждому своё. То, что в авиации соблюдается свято - это не употреблять в речи слово "последний". Только крайний прыжок, крайний взлёт, крайний полёт. Это негласное правило, которому никто не изменяет.
Что касается традиций, однозначно, - это юбилейные прыжки. Самый яркий, самый запоминающийся первый праздник у парашютиста - сотый прыжок. Не скажу, откуда это повелось, но масштабно отмечают именно сотню. Шампанское на борт, при приземлении парашютиста качают товарищи несколько раз, а затем каждый парашютист, совершивший такое же количество прыжков и более, имеет право подойти взять парашютную каску с надписью "ДОСААФ" и хлопнуть по пятой точке по-дружески. Все ждут этой сотни, быстрее бы она прошла.
- Виталий Владимирович, на сегодня в Вашем активе 1461 прыжок. Какая личная цель?
- Я считаю, что для себя уже достиг того, о чём и не мечтал в 1994 году, когда впервые прыгнул с парашютом. Тогда я не думал, что стану инструктором. Сегодня у меня тысячи учеников. Занятие поддерживает и моя семья. Старший сын сейчас проходит службу в ВДВ. Он заявляет, что желает продолжать заниматься парашютным спортом и после службы в армии. Младший - с трёх месяцев знаком с аэродромом. Самолёты для него всё. Жена тоже увлечена прыжками. В личном плане мне хватает единомышленников.
Моя глобальная цель - развитие этого направления в Омской области. Именно развитие. Чтобы мы не выжимали, не клянчили средства, парашюты и топливо, а могли спокойно работать: увлекать и учить подрастающее поколение. Чтобы люди вообще знали, что в Омске есть парашютизм. Сегодня многие просто не знают, что в Омске есть такое красивое направление спорта. Время провождения досуга. По линии Федерации парашютного спорта Омской области работа именно в части популяризации идёт активно. Немного поломались планы в связи с мировой ситуацией, но мы это поправим. В остальном, будут парашюты, будет база - будут и спортсмены, которые достойно представят Омскую область в части парашютного спорта на уровне страны и мира. Но здесь ещё много работы.
- И крайний вопрос: чему учит небо?
- Небо учит ответственности. Небо ошибок не прощает. Нельзя относиться наплевательски к любому элементу прыжка. Это также необходимость держать себя в хорошей физической форме. Когда выполняешь несколько прыжков в день, находишься на ногах с 3-4 часов утра в течение всего дня, организм должен быть работоспособным. Эмоционально человек должен быть уравновешенным и не терять самообладания. Небо учит анализировать информацию, как свои, так и чужие ошибки, чтобы избежать их в дальнейшем. Люди, которые посвящают себя этому направлению - это романтики, душевные, открытые и глубоко порядочные. Случайных людей в этом деле не бывает.
О том, как в Омской области развивается парашютизм и где новички могут познакомиться с этим направлением, читайте в материале "Омск Здесь": Упасть вверх. Где в Омске совершить прыжок с парашютом.