Сатирики, участники КВН, резиденты юмористических проектов в основном мужчины. Юмор от женщин-комиков зрители начали воспринимать не так давно, а стендап, который читает девушка, - и вовсе редкость. Финалистка "Comedy Баттл", дважды победитель шоу "Рассмеши комика", участница шоу "Не спать", диджей Comedy radio Елена Корнеева рассказала корреспонденту "Омск Здесь" о переезде в Москву, женском юморе и работе в мужском коллективе.
- Лена, как ты начала заниматься юмором?
В моём детстве мы семьёй любили смотреть КВН. Половину шуток я не понимала, но мне нравилось, что смеётся старший брат, поэтому я тоже смеялась. Став взрослее, я записывала передачу на кассеты, посмотрела выпуски программы, которые шли задолго до моего рождения. У некоторых детей есть любимая книга, которую постоянно перечитывают, а у меня был КВН - многие номера я знала наизусть, ходила и рассказывала знакомым и друзьям шутки.
После этого я пыталась играть в школе в КВН, играла за команду ссуза, а потом университета, в котором училась. Тогда случилась первая поездка на фестиваль в Сочи. И дальше я развивалась, писала юмор и принимала участие в различных телевизионных проектах.
- Почему ты перешла в жанр стендапа?
Я сначала просто смотрела стендап-выступления омских ребят, а потом, после того как мы расстались с парнем, я решила попробовать свои силы. Целый день я переживала, а затем подумала: почему я не могу об этом рассказать и поделиться своей болью, сделать это смешно и отпустить? Я тогда очень хорошо выступила на "Открытом микрофоне", и стендаперы взяли меня в своё шоу. Вот с этого момента и закрутилось.
- Ты играла в команде КВН. Можешь объяснить, почему так мало женских команд?
Девчонки идут в КВН не потому, что хотят стать крутыми кавээнщицами, а из-за тусовки, парней. Когда-то и у меня были такие цели, но в один момент мне захотелось быть звездой КВНа. В женской команде тяжело выделиться, потому что все - девочки. Многим девчонками приятнее быть в команде в окружении парней. Отыгрывать типажи, будучи девушкой, сложнее. К примеру, кто-то любит юмор про алкашей. Но, согласитесь, если девушка будет показывать пьяницу со двора, это будет выглядеть не так забавно, как если бы это показывал парень. И таких ситуаций много.
- Какой зритель - самый критикующий? Мужчины или женщины?
Я давно поняла, что больше всего негатива идёт от людей, которые не разбираются в твоей деятельности. Мне иногда на радио пишут, что я ничего не понимаю в юморе. После этого я захожу на страницу в соцсети к человеку и вижу, что у него всего три фотографии: со спины на рыбалке, вторая - рыба на газете, а третья - у "шестёрки" на кортах. Конечно, к этому человеку я сейчас же прислушаюсь! Он уже наверняка прочитал не один сборник анекдотов, сидя в туалете, и разбирается в шутках лучше меня.
- Можно ли, по твоему мнению, поделить юмор на мужской и женский?
Юмор - вещь субъективная. Его можно делить на разные части, но в целом я бы этого не делала. У парней круг тем для шуток расширен. Они могут написать какую-нибудь отвратительную вещь про себя, прочитать её на сцене, и все вокруг будут смеяться. А если девушка скажет что-то подобное, хотя с каждой такое бывает, то зритель может это не воспринять. У меня в стендапе есть целый блок про то, что у меня есть некрасивое нижнее бельё. Многие зрители в зале это понимают, но иногда я сталкиваюсь с тем, что женщины против, чтобы про это рассказывали - всё всегда должно быть красиво, но при этом не смешно.
- Как ты приняла решение переехать в Москву? Как относишься к выражению: где родился, там и пригодился?
Я плохо отношусь к этому выражению. Я успела поработать спасателем в США, гидом в Турции, всегда можно уехать и попробовать что-то новое. Всё зависит от тебя. Кто-то уезжает в Москву, а потом приезжает обратно и говорит что-то вроде "не мой город". На самом деле, человек просто сидел и ждал приглашения свыше.
После финала "Comedy Баттла", а было это в 2014 году, я вернулась в Омск, а Рамис (стендап-комик, трижды финалист "Comedy Баттл" и муж Елены Корнеевой, - прим. ред.) остался в Москве. Мы с ним вместе прошли проект, и закралась мысль, что дружба перерастает во что-то иное, и в тот же момент у Рамиса тоже появились чувства ко мне. Мы начали переписываться на расстоянии, потом у нас стали совпадать гастроли в разных городах, поэтому в Москву я уже переезжала к парню.
Там нас никто не ждал, мы зарабатывали выступлениями на "Открытых микрофонах", писали в разные клубы с предложением выступить. Снимали комнату, жили в ней вчетвером. Приходилось занимать деньги первое время, экономили на всём. При этом идеи вернуться у нас не было, потому что мы понимали, что в Москве больше возможности для развития: каждый день где-то проводился "Открытый микрофон", поэтому если хочешь себя развивать - иди и выступай, но бесплатно. В Омске мы были единственными, кто занимался стендапом. Мы расслабились и почувствовали, что конкуренции нет. Но когда ты приезжаешь в большой город и понимаешь, что есть ребята круче тебя, ты начинаешь себя прокачивать.
- Сейчас ты работаешь диджеем на Comedy radio. Как ты туда смогла попасть?
Я узнала о кастинге на Comedy radio случайно. Он проходил как раз в мой день рождения. На кастинге я видела пару раз, что рассмешила Гавра (резидент Comedy Club - прим. ред.), он стоял за стеклом, и это придало мне уверенности. Через три дня раздался звонок: мне сказали, что завтра я должна выйти в эфир. Забавно вышло, что после "Comedy Баттла" нас позвали на Comedy radio, и шоу вели те ребята, с которыми я спустя время работала в эфире уже в качестве диджея. Уже два года я работаю на радиостанции.
- В сфере юмора и event-индустрии работает не так много женщин. Как тебе работается в мире мужчин?
Я росла среди мужчин: меня воспитывали папа и брат. С детства я "свой пацан", это и плюс, и минус, потому что в какой-то момент мне хочется побыть "девочкой". Когда люди знакомятся со мной, видят девчонку, потом понимают, что со мной можно неплохо пошутить на разные темы, потом общение переходит в формат "о, братан", отбивают мне "пять", а потом уже шутят. Я всегда перехожу эту грань между "прикольной девчонкой" и "братаном". Например, на радио бывают моменты, когда ребята читают новости: "В проводах застряла жирная чайка. Прям как ты, Ленка!". После этого уже не пытайся доказывать, что ты леди.
- Чем может зарабатывать на жизнь человек, который занимается юмором?
- Авторством (писать шутки для команд КВН), быть руководителем команд КВН, но я считаю, что нужно развивать и продвигать себя как юмориста: участвовать в проектах, выступать на сцене. Кто-то уходит на YouTube и ведёт свои юмористические каналы, кто-то организует мероприятия. Можно писать сценарии для телесериалов, концепции телепрограмм, как некоторые из омичей, переехавших в Москву. В общем, применить свои возможности можно много где.
- Как в Омске обстоят дела с уровнем КВНа? Какие есть тенденции?
Сейчас люди приходят в КВН ради тусовки и не ставят себе какую-то далеко идущую цель. В Омске необходим "революционер", который обратится к ребятам, вдохновит их и своим примером покажет, что можно много чего добиться, если ты играешь в эту игру. Ещё один немаловажный аспект: КВН необходимо спонсировать. Нужно, чтобы власти поощряли занятия КВНом. Многим командам начинают финансово помогать тогда, когда они выходят на уровень телевизионных лиг, но и до этого им нужна поддержка, чтобы дойти до этой верхушки.
- Тебе нравится, как ты сейчас живёшь? Как ты оцениваешь свою успешность?
В целом, сейчас я довольна. Вспоминаю себя подростком, а ведь я была непростым… Сейчас я могла не быть той, кем являюсь, я могла сидеть в омском подъезде без целей. Если я прошла путь от ведущей в кафе на Левом берегу до диджея Comedy radio, то развитие, наверное, есть.