Петербуржский режиссёр: об омских мифах, оживающих памятниках и несуществующем метро
Интервью  •  ИА «Омск Здесь»  6 марта 2019, 12:03  •  печать

Петербуржский режиссёр: об омских мифах, оживающих памятниках и несуществующем метро

В Пятом театре готовятся к премьере спектакля "Про город", действие которого разворачивается на шести станциях несуществующего омского метро. Корреспондент "Омск Здесь" побывал на встрече с режиссёром постановки и публикует для вас его интересные высказывания.

Денис Шибаев  •  режиссёр Пятого театра

Режиссёр Денис Шибаев два года назад приехал в Омск из Санкт-Петербурга вместе со своей семьёй. Что заставило Дениса променять культурную столицу страны на театральную столицу Сибири, переехать сюда с женой и двумя детьми и взяться за создание спектакля под названием "Про город" (12+), действие которого происходит на шести несуществующих станциях омского метро - обо всём этом режиссёр рассказал на культурном завтраке с журналистами, который организовало издание "Омская правда".

- Как родилась идея создать спектакль про Омск?

- Не нужно ожидать от нашего спектакля никакого скандала.  Создавая его, мы прошли долгий путь с артистами, с театром, с которым у меня по-разному складывались отношения. Но я люблю Омск, я люблю этот театр, его артистов. Когда мне предложили работу в Пятом театре и я, взяв жену и двоих детей, переехал в Омск, все смотрели на меня, как на странного человека. Люди не понимали, зачем я уезжаю из Санкт-Петербурга, где у меня была работа. Я не могу объяснить этот поступок. И я приехал сюда, уже имея представление о наборе мифов этого города. Например, если вы сфотографируетесь с памятником Любочке, то у вас всё будет хорошо, о том, что невозможно покинуть Омск и что это самый странный город России. Но где-то через полгода жизни в нём я начал замечать, что это не так.

В Петербурге у меня очень много знакомых омичей. Может, это связано с тем, что в Омск во время Великой Отечественной войны перевезли 50 тысяч ленинградцев. Между этими городами есть какая-то внутренняя связь. Может быть, дело в Достоевском, может быть, в похожих зданиях театров. Многие омичи переезжали в Петербург в поисках лучшей жизни, но внутренне они всё равно оставались омичами. И я начал замечать, что ничего плохого в этом нет и что существует один глобальный миф о том, что все жители Омска мечтают его покинуть. А вдруг омичи специально это придумали, чтобы сюда никто не лез?

- В чём отличие Омска от Петербурга?

В Омске всё время светит солнце и здесь нормальная зима. У нас же две недели снег, три недели дождь, лужи, пресловутые сосули, которые пытаются лазером сбивать. Но самое главное, в Омске живут абсолютно другие люди, которые знают, чего они хотят. В результате всех этих мыслей, общения с людьми из Омска и возникла идея создать спектакль про город, как уже сделали в Воронеже и в Новосибирске.

- Как создавался спектакль?

Есть классический путь, когда артисты выходят на улицы города, задают жителям вопросы, потом их ответы компилируются, артисты присваивают себе эти монологи. Самое сложное в этом - перевести социальные высказывания в художественную форму. Мы стали искать свой путь. Я общался с художниками, музыкантами, артистами, драматургами и просил написать небольшие сценки. Работа была проделана большая. Нам присылали разные странные истории, например, как Омск улетает с нашей планеты. Но такие идеи в пьесу не вошли. В результате поисков чудесным образом получилось найти общий язык с Серафимой Орловой (автор пьесы - ред.). Год назад мы начали с ней работу над спектаклем. Она проделала титаническую работу, переписав эти маленькие истории про Омск по несколько раз, чтобы обратить их в художественную форму и попытаться избавиться от мифа, что в Омске всё плохо.

- А как со спектаклем связано метро?

- Серафима и придумала, что действие спектакля разворачивается в несуществующем омском метро. Вроде оно есть, есть подземный переход, тоннель, вестибюль, станции, но самого метро нет. Это парадокс. Затем возникла идея шести мифических станций - аэропорт Фёдоровка, который, вроде и есть, но он не действует, то же самое с "Авангардом", который есть, но в Омске его нет. А также станции "Колчаковская", "Летовская", "Достоевская" и "Космическая". Идея путешествия по омскому метро выразилась в поездке по несуществующим станциям. Суть станций - суть проблемы, явления для города, для России.

- В спектакле присутствует музыкант Егор Летов, почему?

Летов - это странное такое явление. Он в Омске никоим образом не поддержан, тема не культивирована. Один мой коллега путешествовал по Италии, там в каждой маленькой деревеньке стоит памятник местному врачу, о котором знают только тысяч десять местных жителей. Но эта память и история очень важны для людей. А здесь миллионный город, и всё это как-то зачахло. Сейчас к нам на премьеру спектакля "Человек из Подольска" приезжал известный драматург Данилов. Он первым делом прямо из аэропорта на такси проехал по адресу ул. Петра Осминина, 5, где жил Егор Летов, сфотографировал этот дом и выложил у себя в Facebook. Человеку 50 лет, он знаменит на всю Россию, ему это интересно. Может быть, и не нужен никакой памятник, никакая доска, здесь нет ответов.

Мы искали ответ на вопрос, почему в Омске не могут построить метро? Многие видят причину в плавающих слоях почвы, болотах. А мы задумались, с другой стороны к этой теме подошли, поработали в архивах и нашли историю о том, что первым делом сделал Колчак, когда объявили его верховным правителем России. Первый указ он издал об учреждении военно-морского флота в Омске. Я грубо говорю, могу в фактах ошибиться. Но это документальный факт, здесь существовала шлюпка с четырьмя моряками, которая ходила по Иртышу. Эта история просто всколыхнула умы всех создателей спектакля. А куда делся этот флот? И Серафима предложила интересную художественную форму: этот флот опустился под землю и он там не даёт современным метростроевцам строить метро, они продолжают бороться за свою Россию. Такие художественные и мифические истории мы и постараемся сыграть. Самое сложное - это рассказать о городе в художественно-театральной форме.

- Откуда взялась идея сделать героем спектакля памятник сантехнику Степанычу?

- В Братиславе, где такой памятник установлен изначально, он несёт совсем другой смысл, не такой, как в Омске. Он выглядывал из люка, потому что жители прятались под землёй от бомбёжек. И сантехник запечатлён именно в момент мира. Я думаю, что у создателей омского памятника была такая же задумка.

- Как можно назвать жанр вашего спектакля? Это не фэнтези?

- Реальный Омск в спектакле присутствует, но затронуты и мифы. Желание уехать из Омска - это же тоже миф, это стало традицией - хотеть уехать из Омска. И мы исследуем эту традицию,  в которой люди живут и уже никуда не могут деться. У меня ведь изначально возник вопрос: почему люди говорят, что в Омске всё плохо? Мы постарались увидеть красоту города и его людей, красоту этих странных интересных мифов. Но спектакль всё равно будет проблемный, потому что речь в нём идёт о проблемах, особого позитива нет. Но это не пиар-акция, постановка не приурочена ни к какой дате, это идея, которая постепенно обрастала, и во что она вылилась, мы увидим через две недели. Добавлю, что решений затронутых проблем в спектакле озвучено не будет.

Фото: Илья Петров

Читайте также

Комментарии
Добавить свой