- Пекка, в чём специфика российского стартапа?
Большое количество российских стартапов - в основном технологической направленности. В них очень сильна научная составляющая, но очень часто люди путают слова инновация, стартап, бизнес и предпринимательство. И науку, естественно. В рамках нашего тура мы прежде всего ищем возможности, которые дадут качественный толчок и переход от науки к инновациям, от инноваций - к бизнесу. Конечно, будет здорово, если мы здесь, в Омске, найдём предпринимателя, который за свою научную разработку получит Нобелевскую премию. Но меня в первую очередь беспокоит, чтобы предприниматели хорошо питались.
- Специфика только в этом или ещё что-то есть?
Ещё один важный момент. Я очень редко вижу здесь в России команды, проекты, коллективы стартапа, где были бы объединены различные компетенции и навыки людей. Это на самом деле большая проблема, потому что если мы с вами посмотрим на самые успешные компании, стартапы, то увидим, что они состоят из людей совершенно разных областей жизни. Как молодых, так и старых, мальчиков и девочек, иностранцев и местных жителей. И это ключ к успеху компании.
- В Омске есть стартаперы, которые готовы зарабатывать?
Всё больше и больше. Ещё 6 лет назад совершенно нормальной была ситуация когда (не только в Омске) в презентации стартапа было огромное количество научных формул. При этом, как зарабатывать деньги, не говорилось ни слова. Были презентации, в которых даже не рассказывали о проблемах, которые предстоит решить. Как может какой-либо инвестор принять решение о вложении своих средств, если ему показывается техническое решение, но не задаётся вопрос. Поэтому сейчас, мне кажется, происходят серьёзные подвижки. И понимание того, для чего это всё делается, как на уровне федерального, так и на уровне регионального правительства, местных университетов и предпринимательства.
- Как экономика влияет на развитие стартапов?
Небольшое охлаждение нашей экономики повлияло только в положительном смысле. И это не провокационная мысль, я серьёзно так считаю. Если бы цена за нефть была 150 долларов, то, может быть, стартап тур у нас был замечательный и дорогой, но при этом влияние на создание нового бизнеса это вряд ли бы оказывало. Поэтому, мне кажется, небольшое падение в экономике заставляет людей думать, заставляет искать какие-то альтернативы.
- Вы сталкивались с этим в своей работе?
Да, я являюсь членом совета по модернизации "Почты России" и могу использовать её для примера. Здесь мы наблюдаем несколько тенденций. Это развитие интернет-торговли и недовольство качеством доставки. Требуются новые технологии для ускорения доставок как из-за рубежа, так и внутри России. Люди приходят, и им хочется, чтобы обслужили быстрее, более автоматизировано. Поэтому и в этой области требуются инновации, для того чтобы автоматизировать рабочие процессы и клиентский сервис. Возраст работников почты увеличивается с каждым годом, они становятся всё старше и старше, поэтому компании требуется свежая кровь, для того чтобы эти люди могли занимать новые более "требовательные" рабочие места и не повторять рутинные операции. Честно говоря, в почте мы видим в мини-масштабе всё общество, потому что конкуренция возрастает, население стареет. Это мы видим в общем в стране. Необходимо изменение технологических процессов, инновации и цифровизация, это однозначно то, что мы наблюдаем в рамках страны.
- Пекка, насколько стартапы зависят от географического положения?
На самом деле всё меньше и меньше, и вот почему. Если я смотрю на успешные российские стартапы и предпринимателей, то всё больше их начинает появляться в таких местах, как Якутия, Санкт-Петербург, Архангельск, Казань. Я не только о проектах, которые я веду, а в принципе о людях, которых я знаю. Не хочу прозвучать наивно, но мне кажется, что сейчас регион, непосредственная локация стартапа влияет на саму компанию всё меньше и меньше.
- Посоветуйте омичам, как нужно продвигать свои стартапы, чтобы они не стояли на месте, а двигались вперёд.
Нанимайте в свою команду людей, отличных от вас. Как можно раньше начинайте испытывать свою идею на реальных клиентах. Не запирайтесь в своей пещерке. Доверяйте коллегам и работайте даже с конкурентами. Нельзя бояться, что вашу идею кто-то украдёт. Сильные лидеры всегда в свою команду набирают людей лучше и сильнее, чем они сами. Слабые лидеры окружают себя слабыми людьми, как котятами, с которыми приятно играть, но вряд ли в конце концов с ними сделаешь что-то стоящее. На самом деле очень здорово, когда каждое утро ты просыпаешься в клетке с молодыми львами, которые, что называется, готовы тебя сожрать.
Фото: Екатерина Харламова