Фабрициус о проблемах "Омички" и "Нефтяника": "Мы всех спасаем. И, надеюсь, спасём"
Интервью  •  СИ «Омск Здесь»  5 октября 2015, 14:08  •  печать

Фабрициус о проблемах "Омички" и "Нефтяника": "Мы всех спасаем. И, надеюсь, спасём"

Министр спорта региона Александр Фабрициус и главный тренер "Нефтяника-Авангарда" стали гостями информационно-аналитической программы "Омск Здесь". Повод для встречи - бедственная ситуация, в которой оказались женские баскетбольная (БК "Нефтяник-Авангард") и волейбольная (ВК "Омичка") команды, лишившиеся перед самым стартом чемпионата бюджетного финансирования. Коллективам угрожает даже не пропуск одного сезона, а возможное расформирование.

Александр Соломонович, Правительство Омской области отказывается от содержания волейбольной и баскетбольной команд. Понятно, что дело в бюджетном дефиците, но ведь экономия касается всех отраслей. Почему наибольший урон нанесён именно омскому спорту?

А.Ф.: Хотелось бы сразу сказать, что сегодня достаточно сложная финансовая ситуация и в стране и, соответственно, во всех регионах. Продиктованное минимизирование бюджета именно по игровым видам спорта связано с тем, что команды профессиональные, они находились у нас на субсидии, а сегодня именно данная субсидия приостановлена. Пока она приостановлена, отмечу, ещё команды не закрыты, у нас есть время. Мы сегодня обсуждаем и пытаемся доказать, что команды должны играть. Мы при этом не убираем финансирование юношеского и детского спорта. Но ситуация такая есть, я думаю, что она разрешится буквально за три-четыре дня, и мы будем владеть полной информацией.

Решение о прекращении финансирования спонтанное? Или об этом уже очень давно шли разговоры, а сейчас просто объявлено?

А.Ф.: Сложности есть. Но и министерство, и президент клуба, руководители, тренеры сегодня ищут партнёров, ищут инвесторов - людей, которые могли бы помочь вне бюджета, выделить средства именно на содержание команды. Мы прорабатываем возможности для того, чтобы найти партнёров, которые бы могли поддержать команды. Либо у нас есть возможность опуститься лигой ниже, чтобы было меньше финансирование, и продолжить сезон. Потому что сегодня команды у нас скомплектованы.

Елена Ивановна, этот сезон для команды должен был стать прорывным. Правильно ли я говорю?

Е.Л. Прорыв мы уже сделали года два назад, когда с середины Суперлиги поднялись на второе место. В прошлом году мы стали бронзовыми призёрами. Я думаю, это и был прорыв. И попытаться в этом году практически тем же составом и своими омскими игроками побороться за первое место мы планировали. И надеемся, что получится.

Елена Лазуткина

Я не ошибусь, если скажу, что Вам были даны определённые гарантии и для Вас стало неожиданностью, как всё изменилось? Гарантии давало Правительство Омской области. Когда позиция поменялась? Неужели после выборов?

Е.Л. Честно говоря, да. Потому что перед выборами мы уезжали на Кубок России, и перед турниром я заходила в министерство. Нам сказали, мол, езжайте, приедете - будем начинать чемпионат. Но после выборов как-то всё резко у нас… как-то всё обрезало.

А.Ф. Я бы хотел добавить здесь. Так, конечно, сложилось, что у нас выборы были, но вопрос не в них. Бюджет сейчас только формируется, и так сложилось, что послание губернатора было уже после выборов, когда он вступил в должность. Там была чётко обозначена социальная подоплёка, промышленность, дороги. Здесь решение до выборов, после выборов никакого значения не имеет.

Е.Л. Просто у нас время уже не терпит, нам надо начинать сезон. По Суперлиге мы перенесли игры. Если заявляться в Высшую лигу, там немножко всё попозже, но РФБ не терпит промедления. У них 30-го числа был исполком. Я просто людей уговорила: "Вы поймите нашу ситуацию в нашем регионе, всё-таки надеемся, что что-то разрешится, что команда всё-таки будет". Все теперь ждут до пятого числа. Пятого числа уже нужно расписание, так как начало чемпионата, люди покупают билеты.

Во всех регионах вопрос с финансированием стал ребром, и многие ли команды оказались в ситуации подобной вашей?

Е.Л. У нас есть команды, в которых сложилась такая же ситуация. Допустим, в клубах Воронежа, Санкт-Петербурга. Но у них всё выровнялось, и команды оплатили стартовый взнос. Мы даже не можем его оплатить и написать гарантийное письмо, потому что у нас реально нет гарантий. 

Какова эмоциональная обстановка в баскетбольной команде?

Е.Л. Руководство ЦОП "Авангард" уведомило девочек о сокращении нашего структурного подразделения с первого декабря. Они будут тренироваться два месяца и потом теоретически могут уйти в другие клубы. Но на данный момент нас спортсменки покинуть не могут, потому что мы были заиграны в Кубке России. Найти слова и эмоции для девчонок, чтобы они работали в полную силу, невозможно. Но мы пытаемся. На данный момент мы не прекратили тренировочный процесс, мы продолжаем тренироваться по два раза в день. Надеемся, что что-то хорошее произойдёт в нашем регионе для того, чтобы команда была.

Александр Соломонович, Вы сами спортсмен, и когда стали министром, это было в спортивной среде воспринято с воодушевлением. "Вот тот самый человек, который знает все проблемы изнутри". Скажите, Вы пытались лично поговорить с губернатором, изменить его точку зрения? Или в нынешних условиях это нереально?

А.Ф. Мы говорили с Виктором Ивановичем. И сейчас, кстати, у меня после вашей передачи встреча в Минфине, где ещё раз я буду говорить о том, что нужно для команд. Конечно же, переживаю. Мне непонятна ситуация как спортсмену, но как функционер, как министр осознаю, что действительно нет бюджета. Поэтому мы - те, кто отвечает за спорт, - занимаемся поиском помощников, партнёров, для того чтобы поддержать команду. В этом году мы отмечаем - думаю, что будем отмечать, несмотря на все наши трудности, - 50 лет омскому женскому баскетболу, "Нефтянику". И, конечно же, очень тяжело, что именно в этот год возникла такая ситуация. Но я думаю, что всё изменится. Может быть, в лиге сыграть пониже, но я даже не представляю такого, чтобы мы не смогли сыграть в принципе. На следующий год, может быть, появится другая ситуация в стране, и мы сможем снова набрать команду сильную и продолжать наши традиции. Традиции терять нельзя. Стоит один раз только ослабить традиции - они потом не возвращаются. Ну а что касается дальнейшего развития... У нас остаются школы: и баскетбольная детская школа имени Промина, и волейбольная четвёртая школа олимпийского резерва, студенческая лига есть. Всё, что касается нижнего слоя - детско-юношеского спорта, - здесь изменений нет.

Александр Фабрициус

Тревожные звоночки, кстати, поступают - волейбольная школа-интернат, говорят, закрывается.

А.Ф. Мы слышали, да, ситуация действительно прорабатывается. Я думаю, что как только будет найден инвестор, найден партнёр, команда продолжит играть в полном объёме. Мы открывали молодёжную команду для того, чтобы она пополняла взрослую. Ещё раз хотел бы попросить всех - и телезрителей, и вас тоже - дать нам время, ещё дать нам паузу, а не говорить пока жёстко, что всех закрыли, всех убрали. У нас есть ещё время для решения этого вопроса. Когда будет уже объявлено, что мы не сможем финансировать клубы, и не нашли партнёров, я лично приду к вам в студию и заявлю о том, что команды закрываем. Но ещё раз говорю, что юношеский спорт и всё, что есть у нас с другими игровыми видами, - оно остаётся. "СКИФ" гандбольный начинает сезон, и мужская баскетбольная команда "БК 1716", бюджет которых составляет 5-7 миллионов. Эти бюджетные деньги у нас есть.

Но волейбольную школу-то спасёте?

А мы всё спасаем. И надеюсь, что всё спасём.

Поступила информация, что Сергей Васильевич Шелпаков, генеральный директор "Омички", оставляет свой пост. Это правда?

Нет, это неправда. Ничего нет подписанного. Продолжается работа. Я думаю, что все посты покинут, когда будет официальная информация, что команда закрывается. Сегодня говорить об этом не приходится. Пока такой информации просто нет. Я, повторюсь, никаких документов не подписывал. Команда продолжает играть, тренироваться. Сергей Васильевич во главе. Он как раз ведёт переговоры с инвесторами, с федерациями.

Елена Ивановна, давайте поговорим о спонсорах. Вы сами инвесторов искали?

Да.

И?

Все отказали.

А к кому Вы ходили? Кто мог бы быть спонсором?

Е.Л. Во-первых, я записывалась в приёмную к Белявскому на Нефтезавод. Потом сделала повторный звонок, чтобы узнать, примут нас или нет. Нам отказали. Я обращалась к двум предпринимателям, не знаю, стоит ли говорить вслух фамилии этих людей. Один мне просто говорит, что я бы и готов, но сейчас не могу, потому что ситуация в регионе плачевная, даже ему область задолжала. В другой приёмной мне просто отказали….

Кто по-Вашему, представители мелкого бизнеса, крупного бизнеса, могли бы стать спонсорами?

Е.Л. Для нашей команды, которая имеет не такой большой бюджет, думаю, это Нефтезавод. 35 лет, в принципе, наша команда принадлежала именно Нефтезаводу.

Александр Соломонович, а область с Нефтезаводом договориться не может?

А.Ф. Не моя компетенция, поэтому здесь я не могу ничего сказать. Поддерживал нас и Темури Латария, "Сибколбасы". Но сегодня тоже ситуация такая… тяжело.

Вот в США на спорте отлично зарабатывают деньги. Там спорт - это бизнес.

А.Ф. В первую очередь, есть у нас небольшая спортивная проблема в Омске - нет большого игрового зала. Сегодня "Омичка" играет на льду, закрываем лёд и ставим площадку. Нефтяник играет у нас в "Авангарде", где только наверху балконы. Стараемся исправить ситуацию, возможно, через СибГУФК, который будет строить новую базу. Ну а зарабатывать на спорте в нашей стране... К сожалению, пока таких прецедентов не было. Сегодня мы планируем создать центр или дирекцию по управлению спортивными объектами, которая могла бы и зарабатывать на спортивных объектах, и содержать их, но финансирование должно быть внебюджетное.

Вот Вы говорите, что будете поддерживать детский спорт. А на кого детям равняться? Ребёнок ходит на занятия, тренируется, потому что он видит, что есть взрослая команда, есть успехи, достижения, поездки, медали, есть цель. А если всё это убрать, то для чего нужен детский спорт?

А.Ф. Он нужен для того, чтобы просто заниматься физической культурой. Кроме того, у нас более восьмидесяти региональных отделений, и не везде же есть команда. Биатлонистка Яна Романова вышла сама, а остальные все едут в Тюмень, где есть прекрасная база. Баскетболисток Елена Ивановна набирает с Ангарска, то есть оттуда, где нет своей команды. В этом смысле нет ничего страшного, если мы будем готовить баскетболистов, волейболистов, футболистов, и они будут переходить в другие регионы для того, чтобы дальше развиваваться.

Е.Л. Слушаю и думаю всё-таки, куда пойдут наши дети. Потому что у нас реально создана своя пирамида. У нас есть свои дети, своя молодёжь. И к нам ребята реально из Ангарска приезжают, стремятся попасть в команду. Мы проводим зональные соревнования первенства России, проводили свой турнир восемь лет на призы "Нефтяника". Становится обидно, когда всё сделано для того, чтобы это просто было.

Татьяна Шкирина

Александр Соломонович, кого бы Вы видели в роли спонсоров? Вы знаете омский бизнес, знаете омские элиты...

А.Ф. (перебивает) Мы всех с Вами знаем, поэтому не будем их озвучивать. Я думаю, они посмотрят Вашу передачу и сами обратятся к нам, и мы сможем им предоставить хорошие условия для того, чтобы наши команды были заиграны в чемпионате.

 

Елена Ивановна, какие Вы видите пути выхода из сложившейся ситуации? Вы готовы дальше продолжать бороться, дальше стучаться в двери, дальше ходить к Александру Соломоновичу в кабинет, просить его поговорить с губернатором лишний раз?

Е.Л. Мы готовы на данный момент перейти в низшую лигу. Понятно, что лучших игроков в нашей команде не будет, бюджет будет в два раза меньше, но эта одна из ситуаций, которая может спасти нашу команду. Клубу в этом году будет 50 лет, если мы будем вместе с днём рождения команды отмечать её разрушение, это неправильно. Я разговаривала с игроками - понятно, что у нас лидеры уйдут в другие клубы, но большинство молодых игроков согласились за меньшие деньги остаться у нас и играть в Высшей лиге. Если такой вариант реализуется, я буду очень рада, потому что мы этим хотя бы сохраним команду.

Получается, мы должны умалять собственные способности, ронять свой уровень. Я не могу только понять одного: почему, если мы могли предполагать, что будет неблагоприятная экономическая ситуация, почему работа по поиску инвесторов не началась заранее.

А.Ф. Вы же знаете, как деньги быстро заканчиваются, как формируются бюджеты. Июль-август-сентябрь - эти три месяца нас просто выбили. У нас сегодня недофинансирование двух миллиардов на заработную плату всей социальной сфере. Представляете, какой социальный взрыв в обратную сторону получим, если мы команду содержим, а заработную плату не выплачиваем ни учителям, никому. Я не думаю, что мы крест ставим на спорте, традиции останутся, но какие-то изменения произойдут.

В других регионах, Вы сказали, проблемы с финансированием игровых видов спорта были решены. А как? То есть там нашли инвесторов оперативно или ужали другие статьи бюджета?

А.Ф. Нет, там также переход в дивизионы другие осуществлялся, чтобы сократить бюджет команды. Возможно, где-то нашли инвесторов. Ещё раз повторюсь, будем искать выход, пока точка не поставлена. Если профессиональные команды перестанут играть (то, чего я пока не могу представить), всё остальное - детский спорт, юношеский спорт - никак не пострадают.

Е.Л. А я считаю, что пострадает. Наркомания у нас процветает, дети сидят в интернете, неправильно развиваются. Я считаю, что если мы убираем команду, то детям не к чему стремиться. Меньше нас показывают по телевизору, меньше о нас говорят. Какое саморазвитие, если ребёнок оторван от спорта? Я считаю, что спорт должен быть в первую очередь. Если говорить о здоровом образе жизни, то спорт должен быть.

Елена Ивановна, есть какие-то вопросы к Александру Соломоновичу, какие Вы можете задать здесь в студии?

Е.Л. Да просто бы хотела сказать про нашу Лигу: у нас не одна команда с проблемами. У нас и в Воронеже, и в Санкт-Петербурге были проблемы, но все нашли деньги. У нас же не так. Пока я жду, что чем-то Министерство спорта сможет нам помочь, сохранить нашу команду. Другой вопрос - когда? Потому что у нас реально не терпит время. Пятого числа мы должны дать ответ: да или нет.

А.Ф. Пятого числа дадим ответ.

Е.Л. Если будет всё плохо, что делать мне с игроками, которым я смотрела в глаза, когда их приглашала?

А.Ф. Есть такое, мы уже с Вами обговаривали этот вопрос, поэтому здесь могу также смело говорить - мы на контакте каждый день и с игроками, и с руководством клуба. Ситуация у нас известна, и ничего здесь добавить мы не можем. Занимаемся, будем стараться сохранить.

Если всё-таки не получится, Вы придёте поддержать Елену Ивановну в роковую минуту?

Мы команду не бросаем, я с каждым буду разговаривать и по возможности объяснять. Будем надеяться, что всё-таки продолжим работу.

P.S. Сегодня, пятого октября, стало известно, что "Нефтяник-Авангард" продолжит выступление в Суперлиге, хоть и с небольшой задержкой. Что касается "Омички", то дальнейшая судьба команды по-прежнему находится под вопросом.

Автор фото: Илья Петров

Читайте также