Станислав Владимирович, почему, на Ваш взгляд, о бренде Омской области, который ещё три года назад активно обсуждался, сегодня ничего не слышно?
В данный момент такие программы, на самом деле, нигде не реализуются, потому что экономическая ситуация изменилась. Сейчас же семьдесят, восемьдесят, девяносто процентов каждого бюджета социальные. А для этого должен быть бюджет развития. Ни один регион не может потянуть такие проекты. Даже в Калуге, где уже начали всё это делать, сейчас тишина.
У меня есть футболка с брендом Омской области, и друзья часто спрашивают, где такую можно купить. Что мне им отвечать?
Я думаю, что со временем приобрести такие вещи будет можно. Если всё это отдать на откуп бизнесу, предложить зарабатывать на этом, то, я думаю, всё пойдёт. Спрос есть, и мы об этом знаем. Костюмы, например, люди готовы были покупать за 40 тысяч, хотя мы предлагали всего за четыре-пять. Если бизнесу дадут право, будут следить за качеством продукции, то это пойдёт. Основной вопрос здесь, на мой взгляд, в согласовании стандартов. Это же сложная вещь. У нас даже отраслевые стандарты - ГОСТы - не всегда выполняются, а мы говорим о локальной вещи, где нет аппарата, который бы следил и проверял.
Насколько мне известно, некоторые бизнесмены готовы были печатать бренд на своей продукции. Соответствующие обращения даже поступали в облправительство, однако…
Скорее всего, здесь вопрос в другом. Такие вещи очень легко испортить. Грубо говоря, если пойдёт некачественная продукция с этим брендом, то восстановить репутацию потом будет очень сложно. А пострадают при этом все остальные отрасли.
Брендом владеет "Агентство по рекламно-выставочной деятельности", принадлежащее Правительству Омской области. Есть также Корпорация развития. Общими усилиями могли бы они справиться с его продвижением?
АРВД, как я понимаю, переживает не лучшие времена в финансовом смысле. Может быть, просто нет ресурсов, чтобы на это поставить людей. К тому же скоро выборы губернатора. А в это время всё превращается в политику. Поэтому, пока выборы не пройдут, я думаю, движений точно не будет. Плюс кризис, документооборот. На форуме социальных инноваций регионов, например, поднимался вопрос, что нет закона о государственно-частном партнёрстве. Там, на том уровне, где стукни - и всё сделается, и то нет. А кто будет на брендирование обращать внимание? Я думаю, что здесь надо тоже какие-то правила игры создать, чтобы всё было прозрачно и честно. Я, честно говоря, думаю, что не пройдёт и года, как этот процесс будет запущен. Стоит только первому региону начать на этом зарабатывать, то это станет щелчком всем остальным. Тем более есть социальный посыл: "Регионы, изыскивайте возможности сами". И он, я думаю, в эту кассу. Можно было бы с социалкой поработать. Это ведь и места рабочие, особенно для ремесленников, если, например, будет региональный заказ для своих производителей.
А в целом Правительство Омской области ещё не отказалось от бренда? Ведь Виктор Назаров на одной из своих первых пресс-конференций раскритиковал его. Правда, впоследствии появилась информация, что сама идея ему интересна, но она нуждается в доработке.
Я думаю, что они не отказались. В связи с экономической ситуацией регионы режут бюджеты. Повторюсь, я не знаю ни одного, где бы сейчас развивались эти вещи. Было минимум десять наработок, но пока нигде не идёт эта программа. Просто объяснить людям, почему деньги идут на бренд, а не, допустим, на садики или школы, ещё три года назад было сложно, а теперь ещё сложнее. И сами люди тоже должны быть активными. Здесь, скорее всего, ещё есть ментальная проблема. У нас же такие вещи никогда вперёд всей страны не бежали. Бренд Омской области - это нонсенс, потому что впервые всё было сделано по всем параметрам, по законодательству, тендерам, с обсуждением. Артемий Лебедев, например, никогда не "прокатывал" свои бренды. Не обсуждал их, не исправлял. Приходил, делал, отдавал и уходил. Сейчас по идее, можно было бы создать пул журналистов и предпринимателей, которым эта тема была бы интересна. Они бы вышли к властям и сказали: "Дайте нам лицензии, мы будем отчитываться и платить, например, два процента с оборота". Если бы так произошло, то все средства, затраченные на создание бренда, быстро бы отбились.