Инна Ветренко: "Двораковский зарекомендовал себя как неэффективный управленец"
Интервью  •  ИА «Омск Здесь» 13 марта 2015, 19:26, последнее обновление 22 декабря 2016, 04:29  •  печать

Инна Ветренко: "Двораковский зарекомендовал себя как неэффективный управленец"

С заведующей кафедрой политологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Инной Ветренко "Омск Здесь" обсудил вхождение мэра Вячеслава Двораковского в областное правительство, реформу системы муниципальных выборов и перспективу досрочных губернаторских выборов в 2015 году.

Инна Ветренко  •  Доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии ОмГУ

Инна Александровна, в среду губернатор Виктор Назаров объявил о вхождении в состав областного Правительства с правом совещательного голоса мэра Омска Вячеслава Двораковского. Как следует понимать это кадровое решение?

В плане приобретения статусных и властных ресурсов мэру это ничего не даёт, но позволит включиться ему более плотно в процесс принятия решений. Более половины населения области проживает в Омске. Соответственно, мэр, который осуществляет управление этим городом, имеет право быть включённым в Правительство и участвовать пусть даже косвенно и латентно в его работе. Произошло очередное укрепление властной вертикали и взаимодействия региональной и муниципальной власти.

Другое дело, что, к сожалению, Вячеслав Викторович Двораковский за весь период своего управления нашим городом, на мой взгляд, зарекомендовал себя как неэффективный управленец. Он не показал себя ни в политической сфере, ни тем более в хозяйственной. Хотя мы в первую очередь выбирали крепкого хозяйственника. Правда, непонятно, кто нам эту идею навязал. Почему мэр должен быть хозяйственником? Решение губернатора понятно. В ряде других субъектов федерации это уже было сделано и достаточно давно. Мэры и там участвуют во всех заседаниях и совещаниях. Они тоже имеют совещательный голос.  

О дружбе города и области и мэр, и губернатор говорят с 2012 года. Почему подтверждение этих слов юридически состоялось только сейчас?

Сейчас идёт муниципальная реформа. В законодательстве появилась возможность оформить такое паритетное и легальное соглашение. За последние три года не было конфронтаций между муниципальной и региональной властью. Конечно, порой случались недопонимания, споры и полемика, но такие вещи естественны для управленческих процессов. Слава богу, что не было таких горячих технологий, как информационные войны. Логично, что в конце концов отношения города и области были оформлены на бумаге.

Вам не кажется, что Виктор Назаров лишь восстанавливает статус-кво, ведь право совещательного голоса уже было до 2010 года у мэра Омска Виктора Шрейдера в Правительстве Леонида Полежаева?

Мне кажется, что Виктор Иванович не столько восстанавливает статус-кво, сколько ведётся на все общефедеральные тренды. Это связано и с изменениями выборного законодательства, и с изменениями в системе местного самоуправления. Как только возникает федеральный тренд, Виктор Иванович берёт под козырёк и начинает выполнять.

Назаров убеждён, что мэр региональной столицы должен иметь в Правительстве статус вице-губернатора, однако сделать это ему не позволяет законодательство. Наделение Двораковского правом совещательного голоса - первый шаг в сторону это системы?

Губернатор провозгласил курс на сокращение штата чиновников. Этого сокращения он добивается путём объединения министерств и совмещения функций у ряда должностных лиц. Наверное, поэтому глава региона является у нас одновременно и председателем Правительства. Это экономия ресурсов и нашего небольшого бюджета. Видимо, исходя из этого он предлагает объединить должности мэра и вице-губернатора. Хотя это совершенно необязательно. Достаточно включить градоначальника в процесс принятия региональных решений. Как известно, кадры решают у нас всё. Статусными полномочиями стоит наделять достойного управленца, который мог бы что-то сделать и на уровне города, и на уровне области.  

Вхождение в облправительство могло стать некой разменной монетой для Вячеслава Двораковского за то, что он не будет тормозить муниципальную реформу в Омске и отмену прямых выборов?

Нет. Весь контент речей нашего губернатора уже после введения Двораковского в Правительство говорит о том, что муниципальная реформа будет продолжаться интенсивными темпами. Виктор Назаров выступил чётким противником выборов мэра. От этого он не отступит.

Почему при осуществлении муниципальной реформы регион не идёт на принцип лоскутного одеяла, когда в разных районах действуют разные системы выборов. У нас же система с конкурсной комиссией и последующим утверждением местным советом, вводимая в Омске, будет реализована и в районах области?

Действительно, это не является прямой отменой выборов, потому что выборы здесь будут присутствовать. Волеизъявление граждан будет проявляться прежде всего через те представительные органы власти, которые будут утверждать глав районов, городских и сельских поселений. Граждане делегировали своё право управлять от их имени тем, кого они избрали. В условиях кризиса всегда идёт процесс укрепления вертикали власти. Этот процесс очевидно проявился и у нас. Прежде всего, через отмену выборов. Я, кстати, в этом ничего страшного не вижу.

Давайте вспомним, как граждане относятся к муниципальным выборам. Для них они не значимы. Там нет конкуренции, там нет большого желания у кандидатов выдвигаться. Соответственно, если мы перейдём на другую систему, может быть, это обеспечит нас профессиональными кадрами. Мы привыкли говорить, что демократия и выборы - неотъемлемые понятия. Вы знаете, в последнее время выборы стали больше ритуалом и символом демократии, но не способом формирования органов власти. Время показало, что выборы не решают всех проблем. В большей степени нам необходим профессионализм. Считаю, что на уровне муниципального управления не должно быть политики. Там должно быть представительство интересов народа и работа в интересах этого народа. Политика должна начинаться где-то с регионального уровня. С уровня законодательного собрания, где должны быть конкурентные, честные, прямые выборы. И здесь уже политические силы должны себя обнажать. На уровне муниципалитетов это не нужно, тем более в условиях кризиса.

Какой смысл в отмене выборов, если на сельских выборах всё равно выбирали тех, на кого ставила региональная власть? Или всё-таки у оппозиции забирают последнюю возможность пройти в исполнительную власть?

Если бы оппозиция пользовалась этой возможностью активно. Проигрыш кандидата от "Единой России" в Кормиловке или Горьковском были, скорее, прецедентами. Везде не всё так чисто в плане конкурентной борьбы. Разные технологии применялись, поэтому я бы не сказала, что это победа оппозиции. В общем-то оппозиционности как таковой у нас в регионе нет. У нас очень низкий уровень политического участия.

В конце концов, в условиях кризиса давайте посмотрим с точки зрения экономики, ведь выборы - это траты бюджетных денег из маленьких бюджетов городских и сельских поселений. Это позволит сэкономить. Правильно Вы говорите, у нас административный ресурс вмешивался и во время выборов. Мы выбирали тех, кого хотела сама власть, но теперь мы не будем тратить деньги на эти выборы. Не будем играть в демократию, а будем более честными, отменив эти выборы и предлагая своих кандидатов на утверждение представительным органам власти.

Вы согласны с депутатом Омского городского Совета Юрием Федотовым, утверждающим, что отмена прямых выборов позволит вести более профессиональный разговор?

Да, я вижу два главных позитивных аргумента - работа профессионалов и честность. Речь идёт не о мнимой легитимности. Что дала победа на выборах Вячеславу Двораковскому? Никакой легитимности он не получил. Более того, выборы сделали его каким-то странным мэром. Вроде бы он и выбран, но пойди найди того, кто за него голосовал. Он и сам при принятии решений чувствует кризис своей легитимности, и мы с вами не доверяем ему. После осуществления реформы этот вопрос будет снят. Были претенденты, их отобрала компетентная комиссия, а представительный орган проголосовал. В конце концов, власть берёт на себя большую ответственность, которую раньше несли проголосовавшие граждане.

Отмена прямых выборов в районах выгодна малоопытной команде Правительства Омской области, ведь ни у руководителя аппарата губернатора Владимира Компанейщикова, ни у начальника Главного управления внутренней политики Михаила Каракоза нет богатого опыта по проведению избирательных кампаний на селе. Они используют федеральный тренд себе во благо?

Полагаю, что сентябрьские выборы в районах Омской области всё же состоятся, потому что на 19 марта запланировано только первое рассмотрение регионального закона о новой системе выборов в Заксобрании. Ещё неизвестно, как пройдёт обсуждение документа. Скорее всего, новая система будет введена только с 2017 года. Электоральный цикл уже запущен. Хоть и неофициально, но уже идёт процесс отбора тех, кто заинтересован в выдвижении своей кандидатуры. Выборы предстоят массивные, с большим объёмом работы. Но почему Правительство в этой кампании вообще должно быть задействовано? Оно должно сидеть и ждать, кого выберет народ. Если мы говорим о честных выборах. Предварительный отбор кандидатов и использование административного ресурса - менее честный вариант, чем власть нам предлагает, изменив законодательство.

У нас очень вялые муниципальные кампании, поэтому здесь не было никогда особого технологического аспекта. Если и нанимались политтехнологи, то не местные и для разовых консультаций. Разумеется, Правительство курировало выборы, поскольку прежде всего это зона ответственности Главного управления внутренней политики. Мне кажется, что на муниципальном уровне ни исполнительная власть, ни политтехнологи, ни политические партии особого опыта не имеют и все могут считаться новичками.

Демократия, пусть даже и в управляемом виде, уходит?

Нет. Демократия - это не только выборы. Это разделение властей, гарантия всех прав и свобод, равенство всех перед законом и так далее. Просто выборы лежат на поверхности, но это всего лишь инструмент, с помощью которого может формироваться власть. Я согласна с губернатором, что никто не отменяет выборы. Их просто делают непрямыми, опосредованными по отношению к избирателю. Принято считать, что с 2004 по 2012 года в России назначали губернаторов, но это не так. Глав субъектов выбирали региональные парламенты по представлению Президента. В истории демократической России губернаторы никогда не назначались напрямую. Кстати, Президента и депутатов Законодательного собрания тоже выбирали мы.

Есть выборы прямые и непрямые. Сейчас просто происходит замена одних на другие. Кстати, непрямые выборы очень любят американцы, когда президент выбирается через коллегию выборщиков. Это считается более профессиональным и компетентным выбором.

Вы видите предпосылки для проведения досрочных губернаторских выборов в Омской области в 2015 году?

Объективных предпосылок я не вижу. Ни со стороны Кремля, ни со стороны областного Правительства. Нашему губернатору дадут отработать весь пятилетний срок полномочий по одной простой причине - у нас власть долго не менялась. Виктор Назаров сменил Леонида Полежаева относительно недавно - всего три года назад. Кремлю этого срока для оценки эффективности губернатора мало. Коней на переправе не меняют, поэтому вряд ли в Администрации Президента на это пойдут.

Впереди 300-летие Омска. Хотя наш губернатор ведёт себя пассивно при лоббировании интересов региона и во время работы оргкомитета по подготовке юбилея, но он встроен во все эти процессы и знаком с ситуацией. К сожалению, каждый раз мы теряем какие-то объекты из тех, что были обещаны городу. Да и у Назарова нет причин сейчас уходить в отставку. У него нет высокого антирейтинга. Более того, популярности Виктора Ивановича не хватит для победы в первом туре. Наши замеры в Омске показывают, что действующий глава региона может получить 35-37 %. Для победы при мажоритарной системе абсолютного большинства нужно 50 % плюс один голос. Остальные претенденты на губернаторское кресло отстают вообще на десятки процентов. Получается, что конкуренции на региональном уровне Виктору Назарову нет.

Вам не кажется, что потенциальные кандидаты в последнее время активизировались?

Их активность носит сезонный характер. Например, сенатор Игорь Зуга поехал по районам, потому что в апреле в регионе предстоит провести крупное мероприятие по линии Всероссийского совета местного самоуправления с участием видных членов Совета Федерации. Зуга занимается его подготовкой и собирает информацию. Сенатор Андрей Голушко действует от проекта к проекту, хотя системная работа благодаря усилиям руководителя его аппарата Татьяны Вижевитовой видна. Мне кажется, что Андрей Иванович давно потерял интерес к региону с точки зрения губернаторских амбиций. По-моему, амбиции генерального директора Межгосударственной корпорации развития Ивана Полякова столь высоки, что наш регион вообще для него мизерным кажется. Активность депутата Госдумы Олега Денисенко также связана с продвижением его проектов.

Комментарии
Добавить свой
Свежие интервью
Адам Гонтье  •  27 ноября 2017, 16:16  •    •  
Игорь Огурцов  •  11 октября 2017, 10:02  •   2