Виктор Иванович, по итогам трёхдневного семинара-совещания в подмосковном кампусе Сбербанка прозвучала мысль о праве региональных властей снижать налоговую нагрузку на бизнес. Вы готовы пойти на такие меры?
Нужно подходить к этому вопросу взвешенно. Прежде чем снижать ставку налогов для бизнеса, нужно посмотреть, что при этом потеряет городской бюджет, отразится ли это на социальных программах для омичей. Нельзя взять и опустить муниципалитеты, потому что частично из этих налогов формируются их бюджеты. Министерству экономики уже дано поручение просчитать модель. Если она окажется эффективной и муниципалитеты согласятся, то мы это сделаем. У нас есть большое желание снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Видимо, в какой-то части мы пойдём на это.
В своём выступлении на семинаре-совещании Президент России Владимир Путин ещё раз отметил, что в сегодняшних непростых внешних и внутренних условиях недопустимы конфликты между губернаторами и мэрами. Настаёт время полной консолидации в пределах властной вертикали. Вы однако в последнее время позволяли себе критические высказывания в адрес мэра Омска Вячеслава Двораковского. Критикуются городские власти и со стороны областных СМИ.
Если вы обратили внимание, то там присутствовали не только губернаторы, но и мэры региональных столиц и спикеры законодательных собраний. Если разбирать построчно то, что сказал Президент, то было дано четкое понимание всем, что нужно делать, куда и как идти. Между органами власти и жителями территорий должны выстраиваться паритетные взаимоотношения. Были высказаны пожелания не допустить раскачивания лодки в регионах. То есть все пятые колонны, которые хотят раскачать ситуацию, должны быть сегодня минимизированы. Нужно объединяться и идти вперёд всем вместе.
Критика муниципалитета идёт конструктивная. Мы же хотим сделать лучше. Мы хотим, чтобы город убирался от снега и люди не чувствовали себя брошенными. Вот эти вопросы мы с Вячеславом Викторовичем [Двораковским] и обсуждаем каждую неделю. После аппаратного совещания он заходит ко мне, и мы разговариваем.
Вы не подумайте, что через какие-то вбрасывания в прессу я стегаю мэра. Ни в коем случае. У нас нормальные хорошие отношения. Я просто говорю: "Вячеслав Викторович, вот сегодня я вижу проблему здесь". Он говорит: "Ладно, хорошо. Давайте постараемся это сделать". Понимаю, что не всё он может сделать в силу ограниченности бюджета. Никаких противоречий и обид между нами нет. Всё идёт в том формате, который должен быть между органами власти для достижения определённых целей. Я уже не раз говорил, что хочется помогать тому, кто готов двигаться. Такие муниципальные образования получат максимальную поддержку.
Вы считаете, проведение подобных трёхдневных семинаров-совещаний для губернаторов необходимо и полезно?
Когда эти занятия проходили в первый раз, я зашёл в интернет и увидел - "Губернатор поехал учиться". Мне показалось это смешным, ведь это просто установочный семинар для определения целей и задач, который необходимы для развития российской государственности и нашего общества. На семинаре-совещании присутствовали все члены федерального Правительства. Им не всегда можно задать все интересующие вопросы в ходе личных встреч. Когда губернаторы задают наболевшие вопросы, то понимаешь, что они в большинстве регионов совпадают. Такой формат общения с министрами безусловно необходим.
На семинаре-совещании Президент чётко дал понять, что надо выстраивать диалог в любом формате - с жителями, партиями и общественными организациями. С людьми надо разговаривать и всё разъяснять, а не просто единолично принимать решения. Например, сегодня есть кризис. Но ведь можно говорить о том, что мы понимаем, что в данной ситуации нужен просто будет другой формат, в котором придётся дальше жить и продвигаться. Не всё, что было до сегодняшнего дня запланировано, будет выполнимо. Где-то придётся сократиться, переформатироваться и найти новые источники дохода. Как говорят, есть у тебя сто рублей, ты же, придя в магазин, не купишь на них на двести. Мы это должны понимать и уже сегодня готовиться к этому.
Социальные программы должны быть выполнены. Это наша основная задача.
Говорят, что это администрация Президента рекомендует отменять в региональных столицах прямые выборы мэров. Что по поводу сити-менеджеров на семинаре говорил куратор внутренней политики Вячеслав Володин?
Об администрации Президента здесь говорить не совсем верно. По-моему, поправки в закон о местном самоуправлении уже прошли чтения в Госдуме и находятся на подписи у Президента. Вот когда он подпишет этот закон, то мы будем обязаны внести изменения в региональное законодательство. В ходе консультаций мы выберем наиболее подходящую для Омской области форму. Думаю, что формат мы выработаем при участии законодательной власти, мэров городов и аппарата губернатора.
На сити-менеджера мы однозначно пойдём, как и все регионы. Просто нужно понимать, что у каждой территории есть свои тонкие настройки, которые нужно выстроить. Принятое решение должен понимать и Омский городской Совет, и Заксобрание, и мэр, и мы все.
Вы считаете, что с сити-менеджером вам будет проще решать проблемы, чем с избранным мэром Вячеславом Двораковским?
Думаю, да. По закону я могу лишь рекомендовать мэру что-то сделать. Я не могу приказывать, потому что таковы взаимоотношения между ветвями власти. Эту черту перешагнуть нельзя. Конечно, можно кричать, но это не поможет. Нужно конструктивно выстраивать диалог. Было бы проще, если давалось распоряжение, которое бы неукоснительно соблюдалось. Понимаю, что я руководитель региона, и порой вынужден помогать. Как было с уборкой снега, когда мэр Омска не справлялся. Я завёл свою технику для уборки улиц, чтобы помочь.
Глава администрации Президента Сергей Иванов запретил региональным чиновникам барствовать. Мол, вы должны собственным поведением подавать пример скромности...
Наверное, никто не сможет упрекнуть меня в том, что я барствую (смеется). Каждый из губернаторов на своей территории в рамках закона и полномочий чувствует себя хозяином. Дело не в том, что ты владелец заводов, газет и пароходов, а в том, что на тебе лежит ответственность. Не понимаю, когда начинают пенять на мэра, который работает на твоей территории. Это уже не прокатит. Виноват будешь ты, потому что ты не сделал. Я всегда говорю Вячеславу Викторовичу [Двораковскому], что спросят с меня, а не с него, поэтому нам и надо работать вместе. Или приезжаю в районы, а там глава начинает просить денег. Я говорю: "Вы не просите, а заработайте. Мы готовы дать половину денег, если вы тоже дадите половину". Нет, всё равно хотят, чтобы им дали.
Какая бы ни была территория и муниципалитеты, губернатор всё равно несёт за всё ответственность. Также хозяин на своём частном подворье за всё несёт ответственность. Я отвечаю за всё, что бы ни случилось. Даже если на железной дороге сошёл состав, то это произошло на моей территории. Я обязан чётко и быстро отреагировать. Так мы и сделали, потому что мы не просто работаем, но и отвечаем. Никуда от этого не денешься.
Темой семинара-совещания стали ведущие региональные практики. Какие практики для себя отметили вы? Например, сейчас губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров переименовал облправительство в областную администрацию. Мол, зарплаты чиновникам министерские теперь платить не надо. Или, может, чем-то поделился автор калужского экономического чуда Анатолий Артамонов?
Основные практики обсуждаются во время кофе-брейков либо вечером после заседаний. Губернаторы начинают общаться между собой, и это уже не выступление за трибуной. Когда же происходит встреча всех 85 губернаторов, то здесь просто не успеваешь записывать...
Вот вы говорите об изменении структуры правительства. Не важно, как ты это назовёшь - стоит задача сократить. В каких-то регионах есть комитеты, где-то департаменты, но по фонду заработной платы они такие же, как наши министерства. Главная задача - не переключить чиновников на новые названия, а выполнить поставленную задачу - то, о чем говорит Президент.
В эти выходные мы проводили семинар для начальников управлений и заместителей министров. Это был жёсткий тренинг для пятидесяти человек. Всем было дано задание разбиться по группам и разработать от имени губернатора свои антикризисные планы. Многие тяжело погружались, но потом переосмыслили цели и задачи. Покидали тренинг уже с задумчивым видом и удивлялись, почему их так не собирали раньше. Теперь десять лучших из них сформируют проектный офис и представят свои предложения, которые затем мы обсудим на уровне Правительства Омской области и включим в региональную антикризисную программу.
К 15 февраля Омская область должна будет представить собственный антикризисный план. У вас уже имеются какие-то наработки?
По антикризисному плану у нас пять направлений. Это работа по малому и среднему бизнесу, адресная помощь частным подворьям и крестьянско-фермерским хозяйствам. Мы готовы выдавать людям деньги на приобретение коров и поросят. Например, даём сто тысяч селянину - пятьдесят на корову, а ещё пятьдесят на корма. Минимум три года затем он кормит семью и сдаёт молоко. Это один лучших вариантов преодоления кризисных явлений.
Нужна чёткая организация работы с предприятиями, чья деятельность направлена на импортозамещение. Нужно работать с предприятиями, которые имеют кредиты в валюте с высоким риском невозврата. Приходится в ручном режиме работать с банками, чтобы они не требовали досрочного гашения кредитов. Власти приходится вмешиваться, чтобы это не происходило. Предприятиям сейчас надо дать понимание, что бояться нечего и следует работать в прежнем режиме.
Руководителям районов необходимо понимать, какие из предприятий бюджетообразующие, а какие готовы развиваться. Например, недавно мы были в Москаленском районе. Там предприниматель построил на собственные средства скотобойню, и ему не хватает земли, чтобы организовать собственное стадо. Там же у нас есть ПТУ, где готовят механизаторов. У училища в собственности 1000 гектаров земли. Так детям какая разница - будут они работать на своей земле или трудиться в ученических бригадах у фермера. Нужно просто искать такие вот новые формы и варианты работы. Именно таких предложений я жду от муниципалитетов. Лишь бы они были направлены на развитие. Из этих предложений районов и будет формироваться антикризисная программа Омской области.
Вот уже без малого восемь месяцев вы работаете с одним первым заместителем. Не подумываете ли взять кого-то на место отстранённого Юрия Гамбурга?
Пока мы справляемся. Обязанности между заместителями были перераспределены. Часть функций Юрия Викторовича я взял на себя. Если не будем справляться, то возьмем ещё одного первого заместителя.