Сергей Юрьевич, расскажите о роли Вашей стороны в этом проекте. Какова задумка, и какой у Вас лично интерес?
Межгосударственная корпорация развития утверждена в Омске в 2011 году. Корпорация на сегодняшний день объединяет производственные активы в России, Киргизии и в ряде других стран. Ее основной производственной площадкой в Омске является ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» - предприятие, которое, прежде всего, ориентировано на развитие средств специальной связи в интересах стран ОДКБ. Одним из перспективных направлений развития корпорации мы считаем развитие телекоммуникаций в целом. Поэтому мы участвуем в предложении специальных решений, в том числе совпадающих с планами руководства страны о переводе телерадиовещания на цифровой формат. Мы имеем целый ряд готовых технологических решений, например, цифровую вещательную транспортную среду Digital Broadcasting Transport System (DBTS). Есть ряд и других проектов. Мы активно занимаемся беспилотными летательными аппаратами. Это сегодня очень востребовано для телевидения. У нас есть примеры успешных эксплуатационных испытаний беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа, которые позволяют передавать потоковое видео в очень хорошем разрешении, достаточном для телевизионного эфира. Апробацию это оборудование прошло при съемках документального фильма «Ледовые острова» на Шпицбергене и в Гренландии. Это фильм, который делал фотограф, документалист, журналист Клим Колосов. Развитие и внедрение технологий цифрового телевидения для нас - одно из приоритетных направлений работы. Поэтому появление некой пилотной площадки для внедрения соответствующих технологий кажется нам правильным системным шагом в развитии этого направления. Омск выбран в качестве пилотного проекта, потому что, во-первых, мы находимся на его территории, и, во-вторых, это будет новый телевизионный продукт для региона в целом.
Несмотря на то, что договоренности об участии в проекте появились совсем недавно, омская пресса заметно оживилась, писали, например, о том, что Ваша задача – формирование некого «позитивного информационного поля». Хотелось бы уточнить, за Вашей компанией только технологии или же Вы действительно планируете влиять на информационную политику?
Я бы не хотел комментировать то, что писали другие журналисты. Я много нового узнал из прессы о господине Паутове. Лично у меня достаточно хорошие отношения и с другими известными в Омске журналистами, например, с Игорем Спиридоновым или с Александром Жировым, с теми журналистами, которые работали в официальных областных СМИ и в так называемой «независимой прессе». Когда-то с Александром Жировым (главный редактор сайта «Омскпресс» - прим. авт.) мы начинали делать ставший успешным аналитический интернет-портал HPIP.info «О Высоком», посвященный высоким технологиям – тому, в чем заинтересована корпорация. Но, к сожалению или к счастью, Александра Жирова больше интересует политическая журналистика. Нас в большей степени интересует технологический прогресс, возвращение модности профессии инженера. И если мы говорим о прогрессе, о технологическом прорыве России, то мы должны, выражаясь словами из некоторых публикаций, быть «агитпропом» в пользу поддержки российских технологий, возможностей перспектив инженерной профессии, кадров. Если наше сотрудничество будет яркой демонстрацией достижения российской инженерной мысли, то это, пожалуй, станет лучшим результатом.
То есть планируемые новости не будут ограничиваться «весточками» с завода им. Попова, как сейчас некоторые иронизируют?
Для этого у нас есть свое интернет-радио «Завод». Никаких новых медиа-активов для того, чтобы рассказывать исключительно о своих собственных достижениях, мы развивать не собираемся. Хотя наше интернет-радио включает в себя новости и мировые, и России в целом, ну и, конечно, самого предприятия, для демонстрации того, что сегодня происходит на заводе, достижения которого соответствуют общим мировым трендам и общей технической политике, проводимой сегодня в России.
Когда появилась первая информация о готовящемся проекте, в нем начали искать политическую подоплеку. Сначала попытались связать с бывшим главой региона Леонидом Полежаевым, предполагая, что он организовывает себе «карманное» СМИ, затем, «обнаружили» связь с Андреем Голушко, который якобы не исключает для себя участие в будущих губернаторских выборах. В общем, речь о том, что здесь не обошлось без влияния каких-то сторонних политических сил, претендующих на авторитет в омском регионе. Можете ли Вы развеять мифы, или же, напротив, подтвердить журналистские предположения?
По этому поводу могу сказать одно – я слухи не комментирую. То, что сегодня есть в омской прессе относительно версий сотрудничества, - это исключительно версии журналистов. Причем журналисты работают крайне небрежно, крайне неаккуратно, они свои домыслы не проверяют, преподносят читателю их грубо, фантазируют, даже не удосужившись узнать подробности у участников проекта. Когда в деловой журналистике появляется доминирующая доля фантазии, то, конечно, доверие к позволяющим себе подобное СМИ резко снижается, падает, пропадает профессиональный интерес. Я думаю, что, увлекаясь фантазиями и версиями, СМИ теряют своих читателей и свою аудиторию. Кроме того, я, к сожалению, вынужден констатировать, что сегодня омская журналистика имеет две беды. Первая беда, которой грешат все без исключения омские СМИ, в той или иной степени зависимые от региональной или городской власти или же позиционирующие себя как независимые, - рассуждения об Омске как о территории, вырванной из общего контекста. Будто эта территория существует вне Российской Федерации, вне мира, вне всего. Складывается такое впечатление, что есть некое «зазаборье», в котором происходят какие-то вещи, и они никогда не увязываются с тем, что происходит в России и мире. Второе – это то, что в местной журналистике превалирует политическая составляющая: всё преподносится исключительно через призму региональной политики. Но это не так. Кроме политического процесса, существуют еще экономический, социальный, культурный. Нельзя о культурных событиях, достижениях экономики рассказывать исключительно через призму политических интересов. Во-первых, это не соответствует действительности, во-вторых, это некоторым образом ее искажает. Поэтому если вдруг у г-на Паутова в новом проекте получится показать, что Омск вовлечен в общемировые процессы, что омичи имеют влияние на то, что происходит в мире — это будет здорово. Я знаю, что в Омске есть достаточно сильные спортсмены, модельеры, здесь сильная школа парикмахеров, которые сегодня составляют славу России в Нью-Йорке, а об этом омская пресса почему-то не пишет. У нас есть достижения в сфере технологий, и эти технологии внедрены во многих уголках Земли. Если журналисты повернутся к такому Омску, и у издания или телепроекта г-на Паутова (или кого-то другого) получится проводить такую редакционную политику, я буду аплодировать.
Вы нарисовали исключительно позитивную редакционную политику, ориентированную на высшие достижения, а не на проблемные зоны в омской действительности. Не смущает ли Вас то, что Павла Паутова часто называют «телекиллером»? Какое личное впечатление он произвел на Вас?
Я могу сказать, что, наблюдал за тем, как в Омске становилось телевидение, «12 канал», за степенью его влияния. Я сделал вывод, что вся остальная омская журналистика – скажу обидно – плелась за теми трендами, которые создавал Паутов. Исключение составляют только «Коммерческие вести» и г-н Исангазин. Если Паутов создаст новый тренд и за ним потянутся все остальные, то решение о сотрудничестве, принятое сейчас, будет оправдано и это будет во благо и Омску, и журналистике, и экономике. От этого будет всем только здорово.
Сейчас, когда Павел Паутов набирает команду, кто-то сидит в сторонке и наблюдает, что из этого получится, строит прогнозы. Насколько можно рассчитывать на долгосрочность этого проекта, в котором компания, которую Вы представляете, является серьезным участником?
то значит продолжительность проекта? Если мы сегодня создадим транспортную среду по передаче цифрового сигнала, то это навсегда, на многие годы. Это технологии, которые могут быть использованы и этим проектом, и другим, и пятым-десятым. Наши долгосрочные инвестиции, прежде всего, в инфраструктуру цифровой связи, цифрового телерадиовещания в целом. Наша задача – создать транспортную среду по очень качественному цифровому телерадиовещанию. Наш проект, безусловно, долгоиграющий.