Денис Мацуев: "Хочу, чтобы все города нашей страны были культурными столицами"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  3 декабря 2025, 11:33  •  печать

Денис Мацуев: "Хочу, чтобы все города нашей страны были культурными столицами"

Нужна ли импровизация во время концерта, кто открывает новые имена среди молодых дарований и как классическая музыка повлияла на обретение Омском статуса "Культурная столица - 2026"? Об этом пианист Денис Мацуев рассказал во время своего фестиваля "Денис Мацуев представляет: Диалог поколений".

Маэстро вновь посетил Омск с фестивалем "Денис Мацуев представляет: Диалог поколений" (6+). Концерты проходили с 30 ноября по 2 декабря. Перед омичами выступили музыканты, которые ещё не так известны широкой публике (но от этого не менее талантливы) вместе с именитыми мастерами. В этом году в программу фестиваля вошли три концерта. Перед выступлением Денис Мацуев встретился с журналистами и рассказал, что объединяет разные поколения музыкантов и где он находит молодые дарования.

О миссии "Диалога поколений"

Для меня название этого фестиваля очень точно отображает то, что происходит на сцене. Разные поколения потрясающих музыкантов собираются в одну команду и в течение нескольких часов показывают своё мастерство. Это фантастика. Несмотря на то что мы разного возраста, все выполняем одну большую миссию - быть на сцене, играть для уникальной сибирской, омской, публики. Это круговорот энергетических страстей. Все мы выходцы из благотворительного фонда "Новые имена" (фонд был создан с целью поиска и поддержки молодых талантов - прим. ред.), который создала Иветта Николаевна Воронова много лет назад. В частности, именно она нашла меня в Иркутске ещё в 1990-м году. И вот сейчас её дело живет. По сути, наш фестиваль - это продолжение идеи этой гениальной женщины. В Омске у меня премьера - я играю Концерт №5 для фортепиано с оркестром Бетховена. Это полная импровизация. У нас есть, конечно, каркас программы, но всё, чем она будет наполнена, зритель услышит в таком варианте единственный раз, потому что повторить это невозможно.

О том, как отбирались музыканты для фестиваля

Фестиваль "Денис Мацуев представляет: Диалог поколений" объезжает 30 регионов в год, поэтому мы распределяем молодые таланты по городам. И к счастью, не хватает городов (для того, чтобы привести больше музыкантов - прим. ред.). Из года в год исполнителей становится всё больше и больше. В этом году прогремел конкурс юных пианистов им. С. В. Рахманинова. Совсем скоро будет мой второй Международный конкурс молодых музыкантов "Симфония Ямала", который тоже подсветит восходящих звёзд. Пополнение наших искорок, как говорила Иветта Николаевна Воронова, - это огромное счастье. Но главное не успех. Музыканты прекрасно понимают, что фестиваль - это только начало. У нас есть правило: мы осознаем, что сегодня успех есть, залы заполнены, аплодисменты звучат, а завтра надо идти к инструменту и заниматься, чтобы выучить новый репертуар. Я не исключение.

О спонтанности на сцене

Гениальная музыка Бетховена говорит сама за себя. Нужно лишь правильно понять замысел композитора. Концерт №5 для фортепиано с оркестром Бетховена - это торжественное, возвышенное, лирическое произведение, самое монументальное из бетховенских. Это исполнение здесь и сейчас. И ту спонтанность, которая возникает во время концерта, ты не можешь предугадать. Да, есть план на концерт, я его сыграл больше 20 раз за этот год. Но сложно объяснить словами чувство, которое возникает, когда во время концерта появляется ни на что не похожая спонтанность. Её нельзя заучить и отрепетировать. Мы репетировали с Омским симфоническим оркестром под руководством маэстро Дмитрия Васильева, с которым даже можем ничего не обсуждать. Мы понимаем друг друга без слов, говорим на одном языке. И мне было достаточно 40 минут, чтобы понять, что на концерте будет непредсказуемость.

Об Омске как культурной столице

Я поздравляю Омск с получением этого статуса. Я для себя не делю Сибирь на города, для меня сибиряки - это всё одна национальность. Я иркутянин, для меня все они близкие люди, даже родственники. И от этого степень ответственности возрастает с каждым выходом на сцену: надо подтверждать музыкальными поступками, что тот любовный роман, который начался у нас с Сибирью много лет назад, был не зря. Культурная столица - это замечательно. "Провинция" - это очень хорошее для меня слово. Я всегда говорю, что все основные силы нашей культуры хранятся в регионах.

О восприятии классической музыки омичами

Омская публика понимает, что поход на концерт классической музыки - это не развлекательное мероприятие. Его нельзя сравнить с походом в кино или на эстрадный концерт, который вообще к эстраде не имеет никакого отношения. Музыка оказывает терапевтический эффект. В том, что Омск получил статус "Культурная столица", музыка сыграла большую роль. Я бы хотел, чтобы все города нашей страны можно было назвать культурными столицами. Я думаю, что это в очередной раз напоминает, что культура спасёт мир, и в частности классическая музыка.

Скриншоты программы "Свободное время" (телеканал "Продвижение" в Омске)

Читайте также