Способна ли любовь заменить свободу? И в какой момент прекрасное чувство превращается в одержимость и делает человека слабым и жестоким? Задумавшись над этими вопросами в 1845 году, французский писатель Проспер Мериме напишет свою знаменитую новеллу "Кармен". И образ своенравной цыганки Карменситы станет неисчерпаемым источником вдохновения для деятелей разных искусств: художников, кинематографистов, композиторов.
Так, в 1875 году Жорж Бизе создаст одну из самых блистательных опер в истории, а музыка из арии Кармен "Любовь - мятежная птица" (иначе "Хабанера") станет олицетворением испанской страсти и непокорности. В 1967 году на сцене Большого театра в Москве Майя Плисецкая станцует Кармен в одноактном балете Альберто Алонсо "Кармен-сюита", оркестровка для которого была написана специально для балерины Родионом Щедриным.

29 и 30 ноября в 17:00 в Омском государственном музыкальном театре андалузские страсти вспыхнут с новой силой - там состоится премьера балета "Кармен" (12+). Команда спектакля уже примеряет костюмы, и шурша чёрными юбками, вовсю репетирует хореографию.
В Омске это уже третье обращение к известному сюжету. Первое - одноактный балет - омский зритель увидел в 1996 году, а вторую - в 2014 году. В новой версии "Кармен" музыка Жоржа Бизе зазвучит в оркестровке Вячеслава Губанова - дирижёра Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки. А балетмейстером (автором либретто и хореографии) двухактного спектакля выступила Надежда Калинина.
- Спектакль действительно "опасный", он насыщен хореографией, и всё время думаешь: "Надо держаться!". Главное, чтобы мы смогли передать зрителю испанское настроение. Первый акт у нас получился "цыгано-испанистый", как я говорю. Второй - контрабандистский, жёсткий. Потом мы выходим на испанский танец, - говорит балетмейстер Надежда Калинина.

Красивая и трагичная история дерзкой и загадочной цыганки Карменситы началась на просторах Андалусии (Испания). Там, на узких улочках, среди домиков песочного цвета и красной черепицы, девушка встречает баска Хосе, который влюбляется в неё. И так сильно, что его любовь превращается в манию. Он стремится стать центром вселенной цыганки, желает, чтобы Кармен принадлежала только ему. Ради неё он выбрал путь контрабандиста, оказавшись вне закона. Однако Карменсита хоть и любила поначалу Хосе, но свою свободу девушка ценила больше. И, как это обычно бывает, Кармен устаёт от чувств Хосе и влюбляется в другого молодого человека. От злости, ревности и отчаяния Хосе решается совершить страшное.
Партия свободолюбивой сердцеедки Карменситы досталась солистке Омского музыкального театра Екатерине Жигаловой. В театре Екатерина уже играет одну прославленную цыганку, разбившую сердце нотр-дамского Квазимодо в балете "Эсмеральда" (12+). Балерина отмечает, что её героини совершенно разные: Эсмеральда - воплощение чистоты и благочестия, а Кармен - её полная противоположность. Для передачи характера страстной цыганки Екатерине приходится выплёскивать в танцах целый каскад разнообразных эмоций: от ярости до нежности.
- Она немного жестокая, эгоистка. Я, наоборот, мягкий человек. Мне, наверное, по внутреннему состоянию ближе всё-таки образ Эсмеральды. Но в работе над Кармен интересно искать в себе новые черты характера. Ведь где-то и внутри меня сидит роковая женщина, из-за этого ещё интереснее готовить партию Кармен, - поделилась на репетиции балерина Екатерина Жигалова.

Екатерина Жигалова и Иван Оскорбин
А роль бандита Хосе исполнит приглашённый солист Иван Оскорбин. Иван отметил: он неравнодушен к характеру своего героя. А любовные терзания баска понятны и перекликаются с его личным опытом.
- Я танцую "Кармен" не в первый раз, а омская постановка станет моей второй хореографией в роли Хосе. Спектакль "Кармен" за свою карьеру я танцевал в трёх редакциях. В Большом театре я исполнял партию тореадора, в Мариинском театре - и тореадора, и Хосе, - рассказал Иван Оскорбин. - Наша задача как артистов - показать историю несчастной любви с печальным концом. Мы делаем всё возможное, чтобы подойти ближе к этому и чтобы зрителям было интересно.
На репетиции Надежда Калинина поделилась, что постановочной команде "Кармен" пришлось столкнуться с трудностями. Изначально в дубле с Иваном Оскорбиным партию Хосе должен был танцевать приглашённый артист из Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Иван Сидельников в паре с балериной Омского музыкального театра Натальей Рыжковой. Однако в родном театре Иван получил серьёзную травму и не может присутствовать на премьерных показах омской "Кармен".
Но балетмейстер надеется, что Иван Сидельников присоединится к артистам постановки в течение будущего года. Также от перелома пострадала артистка кордебалета. Надежда Калинина напомнила: танцевать в балете - опасное дело. Но когда это дело становится смыслом твоей жизни, то ничего не страшно. Несмотря на все трудности, команда "Кармен" продолжает подготовку к премьере в усиленном режиме. Но пока что выйдет "раздавать огня" на омскую сцену в одном составе.

Для истории, где эмоции накалены до предела, эскизы костюмов и декораций разработал главный художник театра Сергей Новиков. Во всех цехах продолжает кипеть работа. В головных уборах у "Кармен" недостатка точно не будет - в общей сложности артисты примерят на себя 85 аксессуаров. В цехе уже пошиты шляпы, монтеры тореадоров, которые изготавливаются из буклированной нити, напоминающей волосы, а ещё фуражки, гребни, канотье (шляпа жёсткой формы с узкими полями - прим. ред.) и банданы.
Главный художник-модельер театрального костюма Елена Рахно посчитала, что в швейных цехах в общей сложности мастерицы пошили 160 костюмов. Только одна Кармен меняет наряды шесть раз, а на двух исполнительниц этой роли нужно уже 12 комплектов одежды. Шесть раз переодеваются и все артистки балета в постановке, а мужская часть труппы - пять раз. Самой трудоёмкой оказалась работа с платьями для мах - испанских простолюдинок. На один такой костюм уходит до 30 метров ткани.

Елена Рахно
- Испанское платье для мах в стиле "Бата де кола" достаточно сложное в изготовлении, потому что у него длинный хвост (длина хвоста от талии составляет полтора-два метра - прим. ред.), который состоит из множества воланов и оборок. Это создаёт сложности не только для швей, но и для артистов балета, однако смотрятся такие платья очень эффектно. Нужно было придать хвосту костюма правильную форму, чтобы танцовщикам было удобно работать. Мы применили в пошиве платья тафту, она достаточно легкая. Часть оборок из плотной ткани мы заменили на более лёгкую органзу, пришили мягкий регилин, который используется в бальных платьях для того, чтобы юбка лучше держала форму. Мы постарались максимально облегчить вес платья, потому что изначально он составлял от 10 до 15 килограммов, - рассказала главный художник-модельер Елена Рахно.
Для пошива костюмов использовалась ткань с цифровой печатью по индивидуальным рисункам художника. А специально для женских героинь постановки бутафорский цех изготовил 22 больших веера, которые помогают танцовщицам передать настроение и расставить эмоциональные акценты. Все аксессуары украшены лентами и кружевом.

Платья для мах в стиле "Бата де кола"
- Сначала работает художник-декоратор, который из ткани вырезает фрагменты. То есть мы делаем рисунок платке таким, чтобы он смотрелся, как настоящий. Ведь художник придумал свой принт для ткани, а подобрать из имеющихся материалов похожую просто невозможно. Поэтому мы прибегли к росписи и аппликации, чтобы получился нужный рисунок. Поэтому над одним платком трудились несколько человек: художник-декоратор, мастер по пошиву, закройщик, - добавила Елена Рахно.
Увидеть, до чего доводит слепая любовь, подпитываемая желанием и властью, и понять для себя кто прав, а кто виноват в истории Кармен и Хосе, вы сможете уже через неделю. А пока заряжайтесь эмоциями от просмотра фоторепортажа нашего фотографа Елизаветы Медведевой с репетиции балета.
Фото: Елизавета Медведева
