"Это своего рода триггер". Кай Метов о внезапной любви зумеров к хитам девяностых
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 21 ноября 2025, 10:05  •  печать

"Это своего рода триггер". Кай Метов о внезапной любви зумеров к хитам девяностых

Мы побеседовали с артистом, чтобы вспомнить последнее десятилетие двадцатого века, узнать, почему он многие годы остаётся верен своей профессии и что заставляет слушателей, рождённых в начале 2000-х, энергично отплясывать под хиты, написанные до их рождения.

Певец, музыкант и композитор, автор многочисленных хитов Кай Метов отправился в тур по городам России и ближнего зарубежья. В Омске он выступил 17 ноября, в концертной программе прозвучали лиричные произведения и такие хиты, как "Вспомни меня", "Роза чайная", "Где-то далеко идут дожди". Его стиль, кажется, вобрал в себя элементы поп-музыки и классики, а глубокие тексты, в которых порой скрываются личные переживания и философские размышления, побуждают поклонниц приходить на его концерты снова и снова. Наша беседа была непродолжительной, но содержательной. Вот что нам удалось обсудить.

- Недавно в одной из социальных сетей увидела пост, который напоминает о том, насколько дети наивны. Там была следующая надпись: "Как хорошо, что детские мечты не сбываются, иначе бы сейчас я работала кондуктором". Расскажите, а о какой профессии в юности мечтал Кай Метов?

- Всё было соотносительно. То есть моя мечта шла параллельно с её осуществлением. Поэтому кондуктор мне в голову не приходил, а то, о чём я думал, сразу подтягивало меня в жизненные декорации, которые и помогали реализовывать задуманное. Я в пять лет определился с тем, что хочу стать музыкантом, так и иду.

- То есть ещё не все планы воплощены?

- Планы реализовываются по мере, так сказать, их расширения. Мне кажется, что с каждым годом человек умнеет, мудреет. Дело даже не в том, что он читает книги или изучает новые науки, просто сама жизнь подталкивает к новому опыту. Она развивается, государство развивается, люди становятся другими, обстановка становится другой. Для того чтобы соответствовать духу времени, нужно постоянно учиться и прогрессировать. Ведь внутри тебя тоже происходят какие-то процессы, которые отражаются в том числе и на реализации твоей мечты. Они подталкивают тебя к тому, чтобы ты не застаивался, постоянно менялся.

- Ваша музыкальная карьера началась ещё в 80-е, но настоящий триумф пришёл в начале 90-х, с выпуском дебютного альбома Position № 2. Расскажите про это непростое для страны время, что в последнее десятилетие двадцатого века давало вам творческий импульс?

- Поверьте, столько времени прошло после девяностых, что сейчас это уже можно назвать простым временем. Все впечатления и эмоции остались позади, страницы перевёрнуты. Но всё-таки в творческую профессию я ушёл задолго до девяностых, поэтому, когда нагрянуло то время, для меня это прежде всего были дополнительные шансы для реализации.

Конечно, разрушались привычные социальные институты. Я работал в филармонии с 1984 года, участвовал во всех процессах: от тарификаций и худсоветов до литирования музыкального материала (процесс записи музыки в нотах, чтобы другие музыканты могли легко прочитать и воспроизвести произведение, - прим. ред.), с которым мы выступали перед широкой аудиторией. Когда всё это рухнуло, на смену пришли негласные понятийные законы. Появилось огромное поле возможностей, но я не очень разбирался в текущей ситуации и скорее всего был её заложником.

Тем не менее благодаря, наверное, божественному провидению или стечению обстоятельств у меня всё получилось. Я рад, что эксперименты, которые были возможны в начале 1990-х, привели меня к определённому уровню популярности.

- Мои родители были бюджетниками, и бывало, что зарплату им выдавали не всегда деньгами. Был ли в вашей карьере необычный гонорар?

- Такое было, но это не касалось лично меня. У меня всегда была команда людей, которые разбирались в этом лучше, чем я. Были бартерные сделки. Например, за выступление можно было получить два вагона угля, который затем меняли на что-то другое. В итоге получались четыре телевизора или другие товары. Это был короткий период. Мой дядя работал в Шереметьево, а бабушка - на фабрике в Яхроме. Там давали зарплату в виде магнитол и кроссовок.

- Знаем, что на ваших концертах случались разные ситуации, даже угрожающие жизни. Расскажите, как вы находили силы сопротивляться такой агрессии?

- Столько лет уже прошло... В процессе ты переживаешь стресс и задумываешься, когда всё это закончится. Но когда проходит 20-30 лет, ты начинаешь воспринимать это как весёлое приключение. В каждой эпохе нервная система человека приспосабливается к новым условиям и ситуациям. Если бы я оказался в подобной ситуации сейчас, я бы, вероятно, испугался до смерти, потому что сейчас действуют другие внешние факторы, вызывающие иную реакцию организма. А что касается девяностых, то там все находились в перманентном стрессовом состоянии. Организм был начеку, и всё воспринималось другим.

- Очень хочется поговорить о менталитете. Вы замечаете, как люди меняются? Мы недавно обсуждали, что девушки и женщины сильно изменились. Например, если раньше, чтобы завоевать сердце дамы, нужно было посвятить ей стихотворение, то сегодня это не сработает.

- И правда, и неправда. Всё равно остались люди, которые ставят в приоритет свои душевные потребности и реализацию целей. Если ты идёшь по этому пути, то, как ни крути, тебе нужны и стихи, и внимание, и добрый взгляд, а не эта меркантильная история. Это своего рода защита от общества, которое навязывает нам свои ценности. С появлением социальных сетей наше чувство собственной значимости, эгоизм и стремление к самоутверждению стали более выраженными, это досталось и тем, кто младше нас. А тот, кто не пользуется соцсетями, живёт другими потребностями. Я сам их активный пользователь и часто вижу посты о машинах, букетах, Дубае и других материальных ценностях. Понятно, что большинство из них постановочные, но люди всё равно акцентируют на них внимание и так самоутверждаются.

Это приводит к формированию поколения "Дом 2" (16+), которое сильно внутри себя сдвигает человеческую планку и ориентируется на искусственное самоутверждение за счёт материальных ценностей. Но нужно просто достучаться до человека. Если контакт происходит на душевном или сердечном уровне, то всё это (деньги, машины) теряет свою значимость.

- То есть вы тоже замечаете, что большая часть контента, который мы видим, выглядит неправдоподобно? Ведь довольно часто в ленте рекомендаций всплывают красивые картинки, особенно от звёзд шоу-бизнеса.

- Понимаете, шоу-бизнес всё-таки немного по другим законам развивается, нежели культура, к которой я принадлежал на заре своей творческой деятельности. Культура всегда стремилась поднять внутреннюю планку человека, порой через боль, испытания и работу над собой. Чтобы понять высокохудожественное произведение, нужно соответствовать, с партитурой посидеть, разбираться в используемых автором приёмах. Только тогда можно в полной мере насладиться тем, что видишь и слышишь. Если тебе это незнакомо, ты проходишь мимо и даже не замечаешь все те вкусности, все те замечательности, которые в том или ином произведении присутствуют.

Вот, а шоу-бизнес - это как раз от обратного. То есть здесь твоя задача ставится не для того, чтобы повысить культурный уровень человека, заставить его поработать над самоанализом, внутренним ростом, а развлечь зрителя. Если они видят, что для аудитории что-то сложновато, то стараются облегчить ситуацию. Всё это воспринимается легко. Человек уже не ищет то, что ему нужно для саморазвития и для самореализации. Он даже не понимает, собственно говоря, какую музыку он любит, потому ему нравится то, что навязывается с помощью маркетинга.

- Коллеги интересуются: считается, что внешность помогает артистам в карьере, но иногда красота может стать помехой. Вы согласны с этим?

- Что касается мужчин, здесь, наверное, больше всё-таки харизма. Я знаю огромное количество советских актёров, которых я бы не назвал красавцами, но они были все очень харизматичными. Было приятно смотреть на их ужимки и прыжки, как они подают материал, как живут в тех или иных предлагаемых обстоятельствах, как генерируют здесь и сейчас остроумные шутки. И мне кажется, артист должен обладать профессиональными возможностями, глубокими знаниями насчёт того дела, которым он занимается.

- Какой самый приятный и запоминающийся сюрприз устраивали ваши поклонницы?

- Вы знаете, сюрпризы делаются не только известным людям, они вообще делаются. Конечно у публичных людей их, наверное, больше, чем у непубличных. Тем не менее, поверьте, каждое сердечко, которое мне дарится - ценно. Я сегодня приехал в Омскую филармонию, меня встретили, тоже подарили подарочки, пусть они маленькие, но это всегда приятно, потому что ты понимаешь, что это чьё-то внимание и время. Поэтому я призываю нас всех чаще делать друг другу приятное.

- Вы часто гастролируете, и ваши выступления проходят даже за пределами нашей страны. Существует мнение, что публика в каждом регионе разная, и одну и ту же программу воспринимают тоже по-разному. Поделитесь, как вас встречают сибиряки?

- Я вам вот что скажу: здесь дело даже не столько в том, сибиряки или не сибиряки. Если в одном и том же городе два дня подряд будут концерты, и все те же самые люди придут, то атмосфера на выступлении будет отличаться, потому что она неповторимая. Дело не в людях, которые пришли, а в том таинстве, которое рождается здесь и сейчас. Это дорогого стоит. Всегда что-то происходит неожиданно, например, кажется, споёшь одну песню, а настрой вдруг уходит в другую сторону. Иногда находишь что-то новое. Исполняешь какую-то композицию, и она неожиданно здорово звучит именно здесь, в этом контексте. На другом концерте повторяешь, а публика реагирует уже не так. Всё это очень тонкие нюансы.

- Сегодня можно отметить что популярность артистов девяностых возвращается. В чём секрет, как вы считаете, почему молодёжь тянется к композициям, написанным до их рождения?

- Теоретически можно предположить, что выросло поколение, впитавшее определённые ценности и нормы поведения. Эти установки передались им от родителей и стали частью их культурного кода. Некоторые вещи, может быть, до определённого момента находятся в спящем режиме - это я вижу на своих концертах. Например, звучат песни из девяностых, и ты смотришь, молодёжь подрывается так, будто бы им сделали укол с энергетической жидкостью.

А их в девяностых ещё на свете не было, а они так подрываются, будто бы пережили эти девяностые, перестрадали вместе с нами, и эта композиция для них родная. Предполагаю, что это своего рода триггер, который запускает в подсознании целый пласт информации, что и приводит к этому импульсу.

- Действительно, сейчас часто слышим знакомые мотивы из прошлого в песнях современных певцов. А в чьём исполнении вы бы хотели услышать свои песни?

- Мне постоянно поступают подобные предложения, поверьте, я уже не знаю, куда сбежать от них. Хорошо, конечно, что перепевают, просто заново популяризирует песню. Но если мы говорим о каком-то продуманном кавере и серьёзном отношении к этому, то даже я боюсь некоторые песни переделывать. Они настолько самодостаточные, что любое минимальное вмешательство может всё разрушить: что-то потеряется или зазвучит не так. Тогда слушателям всё равно захочется вернуться к оригиналу.

- А как насчёт современных технологий? Предполагаю, что раньше, чтобы написать песню, нужно было прочитать не один десяток книг, а сегодня достаточно в ChatGPT написать, а он и музыку, и текст выдаст. Как относитесь к использованию нейросетей в творчестве?

- На этот счёт у меня есть собственное мнение, и я сейчас объясню. Можно сказать, люди являются заложниками наших собственных нейронов. Мы эти нейронные связи сами внутри себя генерируем, закладываем туда информацию, и пользуемся ей. Затем транслируем на аудиторию или в социальные сети. А искусственный интеллект замещает наши нейроны своими, а этот процесс на определённом этапе становится необратимым. Поэтому считаю, что нужно постоянно подпитывать свою собственную нейросеть в голове, чтобы потом не быть пассивным пользователем всего того, что происходит вокруг нас. Конечно, этим пользоваться нужно, но правильно и аккуратно. Важно понимать, что, ты управляешь внешними процессами и что ИИ - твой помощник, а не наоборот.

- И напоследок, что посоветуете молодым людям, которые ищут своё призвание, хотят найти дело по душе и на всю жизнь?

- Всё внутри человека, нужно просто настроить эту антенну на правильный частотный коридор и прислушаться к своему внутреннему я либо к своим ангелам хранителям. Если ты на своей волне, если чувствуешь себя хорошо, ты понимаешь, что тебе нужно именно то, чем ты занимаешься, - тогда всё здорово. Не нужно бояться раскрывать свой внутренний потенциал. Мне кажется, у каждого человека он есть. И главное, не тратить время на реализацию чужих идей.

После беседы мы остались посмотреть выступление и готовы поделиться несколькими атмосферными фотографиями с нашими читателями.

В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева
1 / 11  •  В Омской филармонии состоялся большой концерт Кая Метова. Фото: Елизавета Медведева

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также