Национальный колорит, этническая самобытность и авторские костюмы - Омск принял участников XXIV Евразийского конкурса высокой моды национального костюма "Этно-Эрато". Это площадка для диалога между дизайнерами и возможность творческим людям заявить о себе на международном уровне.
У конкурса богатая история, он проводится уже в 24-й раз и считается одной из визитных карточек этнокультурной жизни нашей страны. Основной площадкой всегда была Москва, но несколько раз за свою историю конкурс проходил в Алматы, Минске, Астане, Адыгее и дважды в Якутске. В прошлом году автор проекта предложила провести конкурс в Омске, в регионе эту идею поддержали. Многонациональный город стал идеальной площадкой для проведения "Этно-Эрато" символична и дата проведения - в преддверии дня народного единства.
- Сейчас проводится очень много модных показов, но уникальность нашего мероприятия состоит в том, что это высокая мода именно национального костюма. Сегодня этномода становится трендом. Мы видим современную одежду, которую стилизуют под этнику, причём независимо от национальности, - рассказала региональный координатор проекта Торгын Ашенова. - Каждый хочет сказать своё я, а одежда - это прекрасный способ внешнего отражения своего внутреннего состояния, воспитания, культуры. И Омск в эти дни превратился в модную столицу этники. За этим будущее - время диктует ту ценность, за которую можно зацепиться, которую можно и нужно транслировать. И через одежду это можно сделать ярко и красиво.
Одним из главных нововведений омского этапа конкурса стала выставка-продажа. Как пояснила Торгын Ашенова, эта идея родилась как ответ на многочисленные просьбы самих участников, которые в других городах не имели возможности продать свои работы.
В конкурсе приняли участие художники-модельеры, руководители театров костюма и представители этнокультурных общественных организаций. Программа включала два мероприятия: отборочный этап на базе Омского колледжа культуры и искусств и гала-концерт. На отборочном этапе члены жюри оценивлаи мощь и красоту национального костюма, и отобрало лучших из лучших.

Свои коллекции, созданные по традиционным технологиям, представили более 30 авторов из разных регионов страны: от Урала до Хабаровского края, а также республики Казахстан. Четыре дизайнера представили Омскую область.
- В этом году было достаточно сложно выбирать, потому что практически все работы одного уровня. Это достойные яркие коллекции, глубокие исследования. У членов жюри были споры, долгие решения, - поделилась руководитель дирекции духовной культуры Ассамблеи народов мира Ирина Полякова. - Приятно, что среди участников было много детей и молодёжи - это особенность именно омского конкурса. Ведь важно не просто сохранять культуру народов, а уметь передавать это молодому поколению.

Коллекция "Feltastik"
Мастер войлока из Бурятии Дина Дампилова на конкурсе представила коллекцию "Feltastik" - микс войлока и текстиля. Простота народного кроя с учётом региональных особенностей - так обозначила мастер особенность своей работы. Свою победу она посвятила всем, кто верит в силу национальной культуры и ценит труд мастеров.
- Мы использовали натуральный лён, здесь и стёганая куртка - это современный осенний тренд. Мы хотели, чтобы коллекция получилась тёплая и мягкая, как одеялко. Так как мы принадлежим народу войлочных юрт, и войлок - это наше древнее ремесло, то решили наши народные промысли соединить с такой современной коллекцией, - рассказала Дина Дампилова. - Когда задумывали эту коллекцию, хотели, чтобы был молодёжный тренд. Поэтому в разных вариациях сделали дреды и косы. И всё ярко - хочется добавить яркости в осеннюю хандру.
Каждая представленная на отборочном этапе работа - это слияние этники и новых трендов. Смотрите сами:
Самая популярная номинация - "Этнические элементы в современном костюме" - на неё поступило 11 заявок. Это говорит о том, что этническая мода сегодня невероятно популярна. Есть номинация "Ретро" с традиционными нарядами, а есть "Этнический сценический костюм в действии". Выбирали члены жюри также лучшие славянские, финно-угорские наряды и наряды Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Впервые в конкурсе целых семь коллекций отшиты для детского возраста. Вполне возможно, что в следующем году появится даже отдельная детская номинация. Коллекция "Гжель" дизайнера из Тюмени Юлии Анодиной - одна из самых лёгких детских коллекций.
- Изначально мне предложили съёмку для французского журнала, где нужно было передать нотки колористики и культурного наследия страны. Самой этникой я никогда не занималась, а гжель мне знакома с детства. Я росла у бабушки в деревне, кстати, в Омской области. Так получилось, что именно гжель стала тем орнаментом, который мне хотелось включить. Бело-голубые тона очень лёгкие, они передают мягкость, свежесть и чистоту, - рассказала Юлия Анодина.

Коллекция "Гжель"
- Мы поддерживаем проект "Этно-Эрато" уже много лет, потому что это яркий пример народной дипломатии. Он позволяет людям, несмотря на все сложности, встречаться друг с другом, общаться. Проект живой - конкурс объединяет людей разных поколений, разных профессий и разных возрастов из разных стран. Но у них есть одно общее - они любят и ценят духовную культуру своего народа, - отметила руководитель дирекции духовной культуры Ассамблеи народов мира Ирина Полякова. - Участие в конкурсе позволяет воспитывать любовь не только к своим корням, но и традициям других народов. Это очень ценно.
Гости из Казахстана представили кимешек - традиционный головной убор казахских женщин, символизирующий их семейный статус. Он представляет собой белую тканевую конструкцию, плотно облегающую голову и закрывающую шею, плечи и спину. Этот головной убор подчеркивал роль женщины как матери и его носили только замужние женщины. Это символ мудрости и женственности.

- Он изготавливается из тонкого материала, олицетворяет чистоту, нежность. Всё сделано вручную нашим дизайнером, - рассказала Венера Алиаскарова, руководитель организации "Творческое объединение матерей" (Казахстан). - Это традиционный головной убор. Мы сегодня покажем все этапы его ношения - от пелёнок до обретения статуса материнства женщиной. Когда женщина становится матерью, она одевает кимишек. В каждом возрасте у нас есть свой головной убор. Каждый узор несёт своё значение, а белый цвет - это цвет преданности.
Цель конкурса, как отмечают организаторы, - сохранение и актуализация этнокультурного наследия. Традиционные костюмы, ремёсла и орнаменты - всё это сегодня вполне современно. И,конечно, немаловажным здесь является и развитие межнационального диалога, где связь между народами укрепляется через моду и искусство.
- В Омской области в последние несколько лет активно развивается этнокультурное направление. Здесь большую роль играют Дом дружбы, объединяющий национальные творческие центры, Государственный центр народного творчества, под эгидой которого проходит масштабный фестиваль "Слетье". Есть и модные мероприятия, в том числе фестиваль "Академия русской культуры", который мы ждём уже в ноябре. Мы постоянно пополняем перечень нематериального культурного достояния. То есть работа ведётся активная по сохранению традиций. И традиции национального костюма играют здесь одну из ведущих ролей, ведь именно через него транслируются нравственные и культурные ценности, этническая идентичность. А конкурс - это возможность не просто показать своё творчество большой аудитории, но также увидеть, почерпнуть что-то новое, обменяться идеями и опытом, - отметила первый замминистра культуры Омской области Ольга Безродная.
3 ноября в концерт-холле РЦСО состоялся финальный показ, где были представлены лучшие коллекции и прошла церемония награждения победителей XXIV Евразийского конкурса высокой моды национального костюма "Этно-Эрато". В каждой из номинаций было определено несколько победителей. Лучшие из участников получили заветную статуэтку "Этно-Эрато".
Фото: Илья Петров
