Когда всё идёт вверх тормашками, значит, кому-нибудь это нужно. В этом уверены в Камерном драматическом театре имени В. С. Решетникова. Режиссёр Евгений Трубкин создал игровое пространство для детского спектакля "Вверхтормашками" (6+), где, если перевернуться с ног на голову, в голову возвращаются умные мысли, а слова, как ветхие платочки, легко подхватывает ветер и развешивает на деревьях.
Чтобы понять, что это никакой не бред, а истинная правда, в которую поверит каждый ребёнок, просто представьте, что в мире вдруг стали возможны любые выдумки. Точно кто-то аккуратно залез в уютную коробочку с детскими воспоминаниями и выпустил на сцену все их "почему" и "а если". Ведь после этих фраз чаще всего начиналось самое весёлое. К этому подталкивает своего зрителя и Евгений Трубкин, устраивая на сцене театра весёлый балаган, где возможно всё и сразу. Детский шалаш становится старым деревом, с облаков (с потолка театра) льётся волшебный кисель - разноцветные шарики, из клубков ниток для вязания можно сделать причёску, а бабушки с лёгкостью превращаются в бабочек.

- Пускай дети и не копаются в каких-то психологических проблемах героев, но они люди со своим взглядом на мир. Детей сложнее обмануть. Если за актёрской игрой ничего не стоит, и актёры просто ходят по сцене и говорят заученный текст, то это просто неинтересно. Взрослый зритель приходит в театр посмотреть на жизнь, а у детей своеобразный взгляд на этот мир. И, собственно, способ существования актёра для детского спектакля - другой, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" режиссёр спектакля Евгений Трубкин.
По сюжету рыжая и конопатая девочка Лиза (Евгения Суровая) своими криками и хулиганскими выходками довела свою бабушку Светлану Маргаритовну (Юлия Сапфирова) так, что женщина сбегает от юной непоседы. Беглянка оказывается в лесу рядом с волшебным Деревом - говорящим милым старичком (Артём Хайлов), напоминающим лесного духа Лоракса из одноимённого мультфильма (0+). Но только более озорного и не такого угрюмого. Он-то и подначивает Светлану Маргаритовну забыть о своих "бабушкинских" обязанностях и уйти в отрыв, как это сделали до неё другие бабушки. И женщина организовывает отряд вольных бабушек. Теперь они - гроза всей округи и возвращаться к воспитанию внуков не намерены.

- Дерево уже старое, и ему тоже нужно какое-то веселье в жизни. Мы определяли, что это не первая ситуация подобного рода в его жизни, потому что много-много-много лет он живёт, и практически ничего с ним не происходит. Но даже такому существу, как дерево, хочется какого-то разнообразия в жизни. Если посмотреть на начало спектакля, на отношения Лизы и бабушки, то понимаешь, что таких детей надо исправлять. Или таких бабушек, - поделился своими мыслями о героях исполнитель роли Дерева Артём Хайлов.
Когда первая радость от отсутствия гиперопекающей бабушки у Лизы проходит, она вдруг понимает, что кроме старушки у неё никого нет. Родители сироты на далёкой планете Мананга-Дээ с межгалактической миссией: учат инопланетян художественному свисту. Изрядно поревев, девочка отправляется на поиски пропавшей родственницы. По радио тем временем диктор объявляет экстренные новости: отряд вольных бабушек совершил беспрецедентное нападение на хозяйственный магазин. Оседлав пылесос, метлу и швабру, бандитки пустились от полиции наутёк по воздуху. Не смогли догнать летучий отряд даже "служебные милицейские кошки". После этого сообщения Лиза отправляется на поиски своей бабушки.

- В нашей истории нет антагониста. Все персонажи любят друг друга, держатся друг за друга. Просто иногда человеку нужно пройти через какие-то жизненные ситуации, чтобы понять, насколько тебе дорог твой человек. Так же и у Лизы. Она сначала воспринимает свою бабушку как данность, ведь та всегда с ней, она её накормит, причешет. А значит, можно и поиздеваться над бабушкой - та никуда не денется. Но когда бабушка исчезает, Лиза понимает ценность человека, который был рядом, - рассказала нам исполнительница роли Лизы Евгения Суровая.
В своих поисках Лиза встречает Разбойника (Джамиль Джамилов) - лучшего друга Дерева, который рассекает на четырёхколёсном велосипеде, выделывая сальто. Он по уши влюблён в Красавицу (Дарья Вишнягова), которую даже расчесать некому, потому что у неё бабушки нет. Непутёвый хулиган с добрым сердцем дёргает её за косички и обзывается. А как ещё доказать свою любовь? Вместе они стараются вернуть Светлане Маргаритовне, обернувшейся бабочкой от нелёгкой разбойничьей жизни, её истинный облик. Рецепт волшебного зелья проще простого: нужно двадцать смешных считалок и громкий визг. И вовлекаются в эту игру и взрослые, и дети, визжа на весь театр.

- Я всегда хотел, чтобы спектакль был лёгкий. Чтобы и для актёров это была своеобразная игра друг с другом. Чтобы дети видели, как взрослые играют в детские игры, и делают это на полном серьёзе, с полным включением в то, что происходит. Дети так относятся к миру? Вот встретились мальчик с девочкой в детском садике, и вечером малыш уже приходит к родителям, заявляя, что женится на ней, - смеётся Евгений Трубкин. - Мне кажется, что юмор - это неотъемлемая часть любого спектакля, тем более детского. Когда актёры в хорошем смысле балуются на сцене, детям это нравится. И когда маленькие зрители смеются - это показатель того, что им интересно и они понимают, что происходит.
В абсурдной пьесе Ксении Драгунской, по которой поставлен спектакль, главный упор делается на языковую игру с маленьким зрителем. Драматург стебётся над изобилием кружков и секций, в которые малыши ходят, как на работу. Так, Лиза мечется между кружком по выжиганию теннисом и секцией по спортивному вышиванию хором. А дерево застало времена, когда ещё не было "ни электричества, ни жвачки". Актёры и сами начинают не играть спектакль, а играться на сцене, вовлекая зрителя в свои озорные фантазии. Они точно очищают пространство от серьёзности и условности. Артисты, подыгрывая Ксении Драгунской, показывают детям, что взрослые дяди и тёти могут вести себя как дети. Их мамы, папы и бабушки забывают про свой возраст и на полтора часа возвращаются в момент, когда чудо было осязаемым.
- Мне хотелось, чтобы наши декорации максимально помогали артистам во время спектакля добавлять ещё больше несуразицы. И чтобы удержать внимание ребёнка, мне нужно было, чтобы постоянно менялась картинка на сцене, чтобы каждый раз что-то взлетало, прыгало, ломалось, - добавил Евгений.
Но сквозь сумасшедший балаган к зрителю прорывается прекрасная мысль: сколько бы тебе ни было лет, неизменным остаётся одно - человеку нужен человек. Ценить тех, кто о нас заботится, любить, прощать, защищать и быть благодарным совсем не трудно. И без этого жизнь, какой бы удивительной она ни была, становится серой и скучной. Ведь истинное чудо, доступное каждому человеку, - это любовь.
Фото: Елизавета Медведева
