В Омске продолжается фестиваль "Летов. Омск", посвящённый жизни и творчеству сибирского панка. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского тоже не смог остаться в стороне от такого события и открыл свои аудитории для "Летовского семинара" - мероприятия, посвящённого филологическому осмыслению творчества Егора Летова и группы "Гражданская оборона".
Лекцию с названием "Русская рок-поэзия: текст и контекст" (12+) провёл доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ из Москвы Юрий Доманский. Примечательно, что посетить курс приехали гости из разных уголков страны. Собралась почти полная аудитория заинтересованных слушателей.


"Летовский семинар" - это уже целая институция. Юрий Доманский и его товарищ Анатолий Корчинский более десяти лет назад решили взглянуть на творчество Егора Летова через призму филологии. Рок-поэзия давно изучается, и акцент делается не только на словах, но и на музыкальной композиции в целом.
В частности, речь шла о начале изучения творчества Владимира Высоцкого, феномене Александра Башлачёва и Виктора Цоя как классиков рока. Особое внимание уделили публикациям о рок-музыке и анализу текстов Егора Летова. Юрий Доманский подчеркнул, что учёные до сих пор рассматривают творчество Летова с филологической точки зрения, исследуя его уникальный стиль и разбирают, что из себя представляет "летовский стих".
- Первые филологические исследовательские работы по поэтике Егора Летова начали появляться в начале нашего века. То есть ещё при его жизни. А когда Егор Летов отправился в мир иной - как часто бывает в таких случаях (так было, например, с Владимиром Высоцким или Александром Башлачёвым), начинает возникать более широкое внимание общественности. В том числе внимание научной общественности. Летова стали изучать более активно, и в какой-то момент мы решили просто попробовать консолидировать научные силы и собраться вместе, чтобы поговорить о том, что из себя представляет летовский стих, - отметил гость фестиваля из Москвы. - Нужно понимать, что у Егора Летова были стихи, которые не пелись, не исполнялись и не читались вслух. Когда спрашивают: а насколько это поэзия и почему это заслуживает внимания, я обычно ссылаюсь на своего старшего коллегу, пожалуй, главного специалиста по стиховедению у нас в стране Юрия Орлицкого. Он взял "Белую книгу" Летова, внимательно изучил, проанализировал и сказал следующее: в русской поэзии нет ни одной стихотворной формы, которая не была бы Егором Летовым использована. Это говорит о том, что он опирался на богатейшую поэтическую традицию, с которой работал очень и очень умело. Поэтому, по моему мнению, Егор Летов - это, прежде всего, гениальный поэт.
На лекции Юрий Доманский говорил не столько об истории рока, сколько о его изучении. Особое место в лекции профессор уделил своей любимой теме "Локальные сцены русского рока".

- Когда мы смотрим на исторический срез, начиная с конца 60-х годов и до наших дней, то понимаем, что где-то в середине 80-х (золотой век для нашего рока) сложились четыре локальные сцены: ленинградская, московская, свердловская и та, которую называют западно-сибирской (Новосибирск, Омск, Тюмень). Сейчас как раз имею честь находиться в колыбели одной из четырёх локальных сцен классического периода, - подчеркнул Юрий Доманский.
Напомним, что открылся фестиваль "Летов. Омск" показом документального фильма-концерта "Сияние обрушится вниз" (18+). Что такого мистического в видеозаписи, сделанной 17 лет назад, правда ли, что Летов предчувствовал свой уход - читайте в этом материале.
В рамках фестиваля пройдёт еще масса событий: для омичей прозвучат концерты под открытым небом, пройдёт презентация проекта "Книжная полка Летова" (18+), встреча клуба меломанов и большой концерт "Электро-Джазовая Оборона" (12+).
Фото: Елизавета Медведева
