Это диалог повзрослевшей Венди со своей маленькой дочерью в финале сказки "Питер Пэн" Джеймса Барри. А вот отец главного героя спектакля "Мой папа - Питер Пэн" (16+) от "Просто театра" так и не смог повзрослеть и отказаться от полётов. В результате чего сказка, в которую верил его маленький сын Даня, превратилась в кошмар с последствиями во взрослой жизни.
Премьера спектакля по пьесе Керена Климовски состоялась 17 июля. Когда после спектакля в зрительном зале Арт-центра на Любинском зажёгся свет, многие утирали влажные от слёз глаза. В плёночных декорациях, напоминающих теплицу, развернулся полуторачасовой разговор большого Дани с его семилетней версией. И всё это - рассказ об отце, который то ли погиб, то ли улетел в Нетландию, как настоящий Питер Пэн.


Пётр так и не сумел повзрослеть. Он продолжает наивно верить в справедливость, презирает кумовство, отказывается от съёмок во второсортной рекламе, считая это ниже своего достоинства. Но тем не менее Пётр не жалуется на жизнь и не впадает в депрессию.
Большую часть времени отец посвящает сыну, играя с ним. Но главное, делает то, о чём забывают многие родители, - разговаривает с ребёнком. Он учит его мечтать и верить в чудеса. Папа учит Даню защищать себя, отстаивать своё мнение, даёт уроки самообороны (больше напоминают самбу) и избавляет от боязни пауков.
- Весь спектакль на сцене шёл диалог между Даней и его отцом. Согласитесь, разве каждый отец так разговаривает со своим сыном. Расим, спасибо вам за вашего героя, он прекрасный человек, - поделилась своим мнением зрительница.
- У меня, как у матери маленького ребёнка, волосы встают дыбом, когда я вижу сцену, где отец собирается прыгать из окна перед своим ребёнком, - сказала режиссёр и актриса, сыгравшая в премьерной постановке учительницу Дани, Ксения Тиссен.

Главная ложь Петра - прекрасная и ужасная одновременно. Он говорит Дане, что знаменитый Питер Пэн - это он. Ребёнок на седьмом небе от счастья: его красивый, умный и талантливый папа, в ослепительную улыбку которого невозможно не влюбиться, умеет летать, сражается с пиратами и командует бандой мальчишек. Папа - главная гордость в жизни Дани, его идеал и пример для подражания. Но чем больше Пётр уходит в образ Питера Пэна, тем сильнее ребёнок разочаровывается в своём родном отце.
- Я оправдываю его, как могу. По воле случая Пётр такой человек, его не переделаешь. Его не нужно зрителю любить, не нужно холить и лелеять, - сказал о своём герое на обсуждении после премьеры Расим Раенбагин.
Пока отец пропадает в своих фантазиях, мама Дани Анна (играет Полина Кремлёва) вкалывает на трёх работах, чтобы прокормить семью. А приходя домой, узнаёт, что деньги, которые она откладывала на новый диван, муж вложил в сомнительную авантюру. Конечно же, все сбережения сгорели. А вместо "прости" женщина услышала упрёки в свой адрес: "Раньше ты была не такой. Где девушка, в которую я влюбился?" И причина одна: она родила ребёнка и ей пришлось повзрослеть. Она не может больше воровать яблоки с соседних огородов и быть от этого счастливой. Теперь она хочет приходить домой и ложиться на хороший диван, хочет готовить ужин на красивой кухне. Мещанские ценности? Может, и так, зато, уверена героиня, они осязаемые. Но в ответ - обвинения в меркантильности. Неужели так и уходит романтика из брака, когда хотя бы один оказывается не готов принять реальность и остановить вечную гонку за эфемерными мечтами?

- Ты - это праздник, случающийся иногда, а я - серые будни, - говорит героиня Полины Кремлёвой своему мужу.
Нельзя жить сегодняшним днём, но главный герой спектакля с этим смириться не смог. И пока папа засматривается на учительницу своего сына, Даня понимает: папе не нужна жена - ему нужна мама. Такой, какой была Венди для Питера Пэна, но Анна стала мамой Дани и уже никак не могла стать матерью для собственного мужа.
- Я несколько раз поймала себя на мысли, что прям ненавижу отца Дани, - высказалась одна из зрительниц.
Родители расходятся, папа всё чаще забывает забирать Даню из школы, а потом как ни в чём не бывало заявляется с шариком и клоунским носом, думая, что игры могут всё исправить. Но мальчик постепенно перестаёт верить сказкам отца и однажды в порыве истерики выкрикивает ему, что ненавидит его. И тот, пытаясь доказать, что он и вправду Питер Пэн, выходит в окно.

- Я сегодня весь день об этом думаю: этот спектакль о том, наверное, как точно не надо быть родителем, - считает Ксения Тиссен.
И вот перед нами снова взрослый Даня, ему за 30. Он держит в руках бутылёк - зелье от страха, подаренное папой. И всё, что он хочет, это забыть папу, сбросить со своих плеч груз вины, что именно из-за него отец прыгнул в окно и исчез (ведь тело так и не нашли). Многие годы Даня разбирает, что же произошло в тот день, куда пропал папа: если он жив, то почему не ищет его. Но ребёнок в теле взрослого мужчины устал от этих вопросов, которые не дают ему жить свободно.
- В спектакле звучит замечательная фраза: "А как же дети, ты о них подумал?" Мне кажется, что каждому родителю нужно пересмотреть отношение к своим детям и их воспитанию, - сказала зрительница на обсуждении премьеры.
В спектакле мы видим не только трагедию безотцовщины и травму ребёнка, которую он продолжает разбирать у психолога даже спустя десятилетия. Постановка подсвечивает ещё и трагедию таких Питеров Пэнов, которые становятся в один ряд с Гамлетами и Дон Кихотами. Они не способны повзрослеть, не хотят брать ответственность даже за собственную жизнь, но они прекрасны в собственных мечтах. Именно такие люди дарят веру в чудо, но и они же его отнимают. И может, сидящий в зрительном зале какой-нибудь Питер Пэн вспомнит, что лучше остаться ребёнком в сердце, даря радость своим близким, но повзрослеть умом, не раня любимых своим эгоизмом.
Фото: Илья Петров
