Кто такой Питер Пэн, все знают. Мальчик, умеющий летать, который живёт на острове в далёкой стране грёз Нетландии, воюет с пиратами и воспитывает свою маленькую банду мальчишек. Он никогда не повзрослеет, никогда не заведёт семью, не найдёт работу. Но как быть, если вдруг твой папа - Питер Пэн, который однажды просто улетел, оставив тебя одного? "Просто театр" готовится к премьере спектакля "Мой папа - Питер Пэн" (16+) - вполне реальную историю, которая тягучей болью отзывается во многих детях в нашей стране. Даже если этим детям далеко за 30 лет.
Можно ли простить инфантилизм родителям? Как жить с папой-мечтателем? И как оправдать отца, бросившего своего ребёнка? Об этом режиссёр спектакля "Мой папа - Питер Пэн" Максим Пешин и актёры театра рассказали журналистам.

Спектакль поставлен по пьесе Керена Климовски. Это слёзовыжимательная история, вокруг которой не утихают споры даже среди актёрского каста. В условном пространстве, напоминающем теплицу, где взращивают ребёнка, развернётся рассказ девятилетнего Дани рассказывающего о своём отце - честном мечтателе, не признающем авторитетов и успеха по блату, актёре, зажатом в рамки собственной несостоятельности и нежелания брать ответственность. Знакомо звучит?
- Обсуждая пьесу, мы пошли к выводу, что у каждого отец отчасти Питер Пен. И дело даже не в том, что это человек, не желающий взрослеть и брать ответственность, это пропадающий человек. Пропадающий часто на неком своем метафорическом острове, - говорит режиссёр Максим Пешин.
Трагедия, где "папа ушёл за хлебом и не вернулся", рассказывается через сказочную призму восприятия мальчика, фантастическим героем в воспоминаниях которого был любимый папа Петя. Отец, который всё никак не найдёт работу, а из-за его инфантильности, свободолюбия и гордости доходящей до абсурда мать семейства работает на трёх работах и от усталости забывает про своего сына. Отец Дани с психами уходит с прослушиваний, влюбляется в учительницу своего отпрыска, потому что постоянно ищет для себя "новую Венди". Но тем не менее режиссёр спектакля Максим Пешин и исполнитель роли папы Расим Раенбагин уверены, что Пётр любит Даню. Из-за вынужденного отсутствия матери именно он играет с мальчиком и учит его мечтать. Режиссёр и актёры всеми силами стараются если не оправдать отца, то хотя бы его понять.

Максим Пешин и Виктория Пешина
- Институт семьи - это очень важная штука, которая в нашей современности зачастую отсутствует. Но нам бы не хотелось называть отца в этой истории гадом. Наша задача возвысить его образ над этим. Если мы повесим на него ярлык в первой же сцене, что папа - негодяй, то зачем тогда зрителю вообще приходить на спектакль? - говорит режиссёр.
Маленький Даня, роль которого досталась актрисе Виктории Пешиной, постоянно читает книгу про Питера Пэна и не может не замечать сходства со своим папой. Он для него - недостижимый идеал, безграничный авторитет, источник радости и боли. Чем больше мальчик видит, как далёк отец от реальности и погружён в себя, тем сильнее его разочарование. Идеальный образ разваливается на части. Однако Даня никак не ожидает, что после того, как в слезах он выскажет обиду на папу, родитель… выйдет в окно. Ни следов крови, ни тела мальчик не нашёл, как и медики. Детское отрицание травмы или папа действительно улетел в Нетландию? Факт остаётся фактом: ребёнок не сможет оправиться от правды и, даже повзрослев, будет тащить на себе груз вины. Но за чьи ошибки? Рассуждая о боли мальчика, который хотел обычного папу, а не "юнца", который не хочет взрослеть, Виктория Пешина не смогла сдержать эмоций - так сильно история Дани перекликается с её собственной.

Виктория Пешина и Расим Раенбагин
- Маленький Даня верит каждому слову отца. Но в конечном итоге он высказывает всё, что он о нём думает и что у него было на душе всё это время. Он разочаровывается в нём и говорит, что больше ему не верит, что папа - просто обманщик. И вот эта сказка, в которой живет Даня, просто рушится, как хрустальный бокал. И, к сожалению, этот хрустальный бокал не соберёшь снова, - говорит Виктория Пешина.
Глубокая рана, имеющая далеко идущие последствия, главное из которых - залюбленность матерями своих сыновей, оставшихся без положительного отцовского примера. Расим Раенбагин уверяет, он не хочет, чтобы его персонажа полюбил зритель - это будет неправильно - он хочет, чтобы его поняли.
- Отец - это мечтатель, фантазёр. Оправдание для него каждый найдёт сам. Он очень любит Даню, и, рассказывая ему историю про Питера Пэна, он, как мне кажется, ограждает сына от своих проблем, - говорит Расим Раенбагин.

Полина Кремлёва
В процессе работы, как рассказывает исполнительница роли матери Анны Полина Кремлёва, сталкивалось мужское и женское. Сердце женщины не может простить то, как поступил отец со своим семейством, ведь побег от проблемы - не выход, особенно, когда на твоих плечах забота о маленьком ребёнке.
- Каждую репетицию мы спорим о женско-мужских отношениях, о том, как важно это для воспитания детей, какие травмы родители им причиняют. Мне кажется, мы минут 20 один раз репетировали и 3 часа потом разбирали личный опыт в отношениях. По моему мнению, я играю человека, который повзрослел, который смог принять те обстоятельства, что мы уже не молодые, что мы уже не можем днями и ночами гулять, так как у нас есть ребёнок, мы несём какую-то ответственность за него. В отличие от папы мама всё это понимает. Как правило, женщины именно так всегда и поступают, - говорит Полина Кремлёва.
Самая сложная задача ложится на плечи уже взрослого Дани. Сможет ли он простить отца, избавится ли от чувства вины и если ли способ забыть боль, причинённую тем, кого ты боготворил? Узнаете в "Просто театре" в Арт-центре на Любинском 17 июля в 19:00.
Фото: Елизавета Медведева
