Шесть режиссёров (все - девушки); шесть пьес, являющихся современной драматургией; пять дней сотворчества; все артисты "Пятого театра". Таковы вводные театральной лаборатории "Пятый элемент" (16+), которая проводится омским театром в коллаборации с Российским государственным институтом сценических искусств. Студентки четвёртого курса режиссёрской мастерской Анджея Бубеня представят постоянной публике "Пятого театра" своё видение театра 21 века.
Режиссёры практикуют работу с современной драматургией: проверяют её на качество и одновременно в своих театральных эскизах стараются разрешить вопросы мира, в котором живём именно мы. Насколько ясными и интересными окажутся режиссёрские высказывания на итоговых показах 26 и 27 апреля решит публика. "Пятый театр" и куратор начинающих постановщиков приняли решение провести финальные дни лаборатории в открытом формате, ведь насмотренность постоянного зрителя и его "добро" на эксперименты, определённо идёт на пользу развитию театра.
- Нам нужен думающий зритель, с которым можно вести диалог о современной драматургии. Мы готовы говорить достаточно открыто, - замечает главный режиссёр Пятого театра Людмила Исмайлова.
Утро понедельника в театре началось не только с кофе, но и с технического совета и остаточного кастинга. Цеха театра обсуждали с приехавшими режиссёрами сценические решения эскизов. Конечно, творческому поиску "стоп" не говорят, но в Омск студентки РГИСИ прибыли с конкретными видениями своих постановок. Авторское прочтение пьес (среди которых трагикомедия "Я убил царя", мистическая драма "Бардо Тхёдол или бабушка, ты ведь умерла", житие современного святого "Исход", триллер "Черная пурга" и катастрофа "Точки на временной оси") девушки обсуждали с главным режиссёром "Пятого театра".
Людмила Исмайлова
- Искусство двигают молодые люди, важно дать им возможность проявить себя. Они мне казались очень странными, инопланетянами какими-то, но вот виртуальные девушки, с которыми мы общались, превратились в реальных и, знаете, они замечательные. Они правильно относятся к режиссёрской школе, мы с ними разговариваем на одном языке - профессиональном. Девушки - представительницы другого поколения, у них иное отношение ко многим темам: любви, смерти. Современная драматургия она такая же серьёзная, как и их отношение к жизни и театру. Мне интересно, как наши гостьи поднимут на сцене эти серьёзные темы, - говорит Людмила Исмайлова.
Артистов на роли режиссёры подбирали сами, изучая видеозаписи спектаклей и фото актёров. Театр и рад: новых постановщиков приглашают, в том числе, и ради того, чтобы через новую призму взглянуть на грани членов труппы. Ставят студентки РГИСИ тоже самостоятельно. Куратор лаборатории Анджей Бубень готов помочь советом, даже если за ним порой обращаются в 5 утра с фразы: "Мы можем поговорить?"
- Я их педагог, поэтому столько, сколько я им буду нужен, я буду рядом. Режиссёры на 4 курсе - это люди, которые уже должны иметь в руках инструменты, чтобы профессионально ставить спектакли. Мои студентки по-разному смотрят на театр, что меня очень радует, но их объединяет одно - они серьёзно подходят к профессии. Для меня это крайне важно, потому что сегодня слишком много молодых режиссёров поверхностно относятся к своей профессии, - считает Анджей Бубень. - Есть хорошие режиссёры, глубокие, а есть балаболы, которые не должны работать режиссёрами, гендерные определения здесь не имеют значения. Да, парней учить нужно немного по-другому, нежели девушек, но это только техника педагогики.
Анджей Бубень
В результате лаборатории будут определены победители в четырёх номинациях: "Лучший эскиз", "Лучшая мужская роль", "Лучшая женская роль" и "Приз зрительских симпатий". Один из театральных экспериментов точно станет "элементом" репертуара "Пятого театра". Специальным гостем показов будет декан театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств Евгения Тропп.
- То, как у девушек начинается их профессиональная жизнь, - это счастье! Это уникальный подарок. Думаю, они запомнят эти дни в Омске на всю оставшуюся жизнь, это будут одни из самых ярких и тёплыхи воспоминаний. Мои студентки учатся в той же школе, что и я когда-то. Да, то были другие времена и другие педагоги, но творческие опыты - те же; стрессы - те же; нервы - те же. Люди - мы же в своей структуре не меняемся. Меняются технологии, а люди нет, - дополняет куратор лаборатории.
26 и 27 апреля пройдут показы шести театральных эскизов режиссёров - студентов РГИСИ. После каждой постановки (продолжительность по 40-60 минут) у зрителей будет возможность вступить в диалог с теми, кто формирует искусство сегодня, здесь и сейчас. А в "Пятом театре" эксперименты и генерацию новых форматов общения с публикой на условную паузу не ставят.
Илья Киргинцев
- Работая с современной драмой, мы понимаем, что театру надо расширяться. Могу сказать, что мы постараемся к началу следующего сезона открыть малую сцену нашего театра, которая будет находиться в центре города, вне уже известных вам стен. Эта работа активно ведётся, пока точного места называть не буду, чтобы не сглазить. Но если всё сложится, мы откроем ещё одно пространство. Туда бы мы вынесли читки современных пьес и попробовали бы работать с музыкальными постановками и другими театральными формами, - заинтриговал директор Омского государственного драматического "Пятого театра" Илья Киргинцев.
Фото: Елизавета Медведева