"Цой жив и Бах жив": оммажи барокко в нашумевших саундтреках
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 23 апреля 2025, 13:04  •  печать

"Цой жив и Бах жив": оммажи барокко в нашумевших саундтреках

Если придерживаетесь мнения, что "классическая музыка - не моё" и отдаётесь битам 21 века, рассеем вышеупомянутое предубеждение: принципы классики замаскированы практически в каждом современном треке. Разбираемся, в музыке к каким фильмам "зашит" код бессмертных сочинений полифониста 18 века.

На какой киносеанс пошёл бы Иоганн Себастьян Бах, живи он в наши дни? На этот вопрос свой ответ-фантазию представил красноярский органист Андрей Бардин, исполнив в Омске программу "Бах идёт в кино". В начале каждого отделения концерта словно эпиграф к музыке из фильмов "Парк юрского периода" (18+), "Дневной дозор" (18+) и "Титаник" (12+) звучало произведение столетия, когда в моде был стиль барокко (Фантазия соль мажор, Токката и фуга ре минор).

- Музыка Баха - источник наслаждения, а в какие-то минуты утешения и надежды. Бах - наше всё, - уверен Андрей Бардин.

С музыкантом мы обсудили параллели между сочинениями классика и мотивами, что звучат с экрана в самые драматичные моменты всеми любимых фильмов.

"Любовь выскочила… как убийца в переулке"

Сериал "Мастер и Маргарита" (18+), композитор: Игорь Корнелюк, 2005 год.

- Если мы проанализируем музыку Игоря Корнелюка (автора хитов "Город, которого нет" и "Билет на балет") к сериалу "Мастер и Маргарита", мы заметим, что он использует ритмы псалмов Игоря Стравинского, найдём в ней отсылки к саундтреку кинофильма "Омен" (18+), а главное - заметим интонации Вокализа Рахманинова. Связь очень проста: Мастер в новой реальности - человек из прошлого, человек Серебряного века, в его душе музыка романтиков, конечно, ему не по себе в новой России. Считается, что в период классицизма Бах был забыт, но это не совсем так. Его музыка была уделом изучения специалистов, а для широкой публики его произведения были действительно чужды. Но вот в XIX веке, когда на арену уже выходят композиторы-романтики, они всё богатство гармоний Баха и богатство переживаний в его музыке вдруг ощущают как своё. Так вот Вокализ Рахманинова - это оммаж эпохе барокко и, в частности, сочинениям Баха.

My Heart Will Go On

Х/ф "Титаник" (12+), композитор: Джеймс Хорнер, 1997 год.

- Связь этой песни с наследием Баха на поверхности: дело в том, что фолк-интонации близки музыке Иоганна Себастьяна, а композиция Джеймса Хорнера строится на кельтских мотивах.

"Аллилуйя любви"

Телеверсия рок-оперы "Юнона и Авось" (16+), композитор: Алексей Рыбников, 1983 год.

- "Аллилуйя любви" написана в ре мажоре. Тональность очень яркая, сияющая и даже сверкающая. Так, в финальной арии рок-оперы можно найти аллюзии на Фугу ре мажор Иоганна Себастьяна Баха.

Bohemian Rhapsody

Х/ф "Богемская рапсодия" (18+), в фильме звучит музыка группы Queen, 2018 год.

- Произведение насквозь проникнуто преклонением музыкантов перед классической музыкой, перед оперой. Bohemian Rhapsody как раз вошла в альбом A Night At The Opera. Queen позиционировали себя как рок-группу с интеллектуальной музыкой. На самом деле в "Рапсодии" мы не найдём интонаций музыки богемских цыган или чешского фольклора, их там нет. Если мы переведём текст песни и постараемся почувствовать настроение мысли лирического героя, то заметим, что это своего рода рассказ человека, ведущего артистический образ жизни, - он представитель богемы. Хоть Бах и служил в храме, думаю, современники композитора без сомнения сочли бы его представителем богемы.

"Перемен"

Х/ф "Асса" (18+), композитор: Виктор Цой, 1987 год.

- Фильм "Асса" - антология советской рок-музыки. Помним: Цой - жив. Значит, и Бах жив! Кстати, "потребовать перемен" вполне по-баховски. Его хрестоматийный образ может показаться довольно чопорным, однако он был импульсивным молодым человеком и смело трансформировал устоявшееся в XVII веке понимание музыки.

Читайте также