"Она переменчива и неоднозначна": Варвара Кутузова о ярко-красной партитуре Рахманинова
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 12 февраля 2025, 17:30  •  печать

"Она переменчива и неоднозначна": Варвара Кутузова о ярко-красной партитуре Рахманинова

13 февраля на сцену Омской филармонии вместе с Михаилом Голиковым в концерте "Спартак и Юпитер" (6+) выйдет пианистка Варвара Кутузова.

Игра на швейцарском рояле Рахманинова, нежно-голубые и красные оттенки в его партитурах, купание в омской реке и ментальный диалог с художественным руководителем Международного оркестра "Таврический" Михаилом Голиковым - всё это обсудили с пианисткой из Москвы Варварой Кутузовой. Вместе с Омским симфоническим оркестром она исполнит "Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром" Сергея Рахманинова.

- Варвара, знаем, что вы не в первый раз будете исполнять "Рапсодию". Что в этой музыке открыли для себя спустя время? Какие "подводные камни" обнаружили?

- Вообще это уникальное произведение, потому что это не типичный трёхчастный концерт. Вариации на тему Паганини - темы, которые видоизменяются на протяжении всего концерта: есть и джазовые, и романтические линии, и, наверное, это одно из любимых произведений в моём репертуаре. Всё-таки я русская пианистка, а русские музыканты с особым трепетом относятся к русской музыке. Особенно к музыке Сергея Васильевича. Его концерты - это отражение нашей души! Что слышно, собственно, в "Рапсодии". Конечно, излюбленная вариация - это 18-я - джазовая тема любви, где играет соло фортепиано. И, конечно, это мощные вариации с тутти-оркестром. (Тутти в оркестровой музыке - это исполнение музыки полным составом оркестра (в противоположность соло - прим. ред.)

- Какие особенности произведения говорят о том, что оно написано Рахманиновым, а какие отсылают нас к сочинениям Никколо Паганини?

- Это смешение разных линий и постоянная смена настроений, поэтому публика не устаёт. Даже слушатель, который не особо вовлечён в классическую музыку, мне кажется, не может ни на секунду отвлечься от неё: материал постоянно меняется, образов и вариаций с разным характером очень много.

- Дорог ли для вас, как для пианистки, Рахманинов? Чем близка его музыка, какие чувства пробуждает? Может, с его сочинениями были связаны яркие воспоминания из детства, личные переживания, моменты с конкурсов?

- Для всех музыкантов исполнять концерты Рахманинова - достижение! В моём репертуаре постоянно появляются произведения Сергея Васильевича, поэтому воспоминаний, связанных с исполнением его музыки очень много, но одно из самых ярких - поездка на виллу Синар, в Швейцарию. Рахманинов какое-то время там жил, творил, и как раз на вилле он писал "Рапсодию на тему Паганини". И в своё время у меня была такая возможность - играть концерт на его вилле, на его инструменте! И, конечно, день, проведённый в тех краях, где творил великий композитор, - для музыканта это честь. Особенно прикоснуться к его инструменту. Я в тот момент готовилась к новому сезону и как раз собиралась приступить к выучиванию "Рапсодии на тему Паганини", смотрела альбомы, диски и предвкушала момент, когда начну учить это произведение.

- Варвара, это произведение вы однажды исполняли в Санкт-Петербурге, дирижёром как раз был Михаил Голиков. Как бы вы охарактеризовали его дирижёрский почерк?

- Я могу сказать точно, что солистам играть с Михаилом Сергеевичем - одно удовольствие. Когда вы исполняете концерты с оркестром, коммуникация с дирижёром очень важна. Ты не один на сцене - огромный оркестр тоже имеет своё видение произведений. Вы творите вместе, а ведь полотна бывают разные, и взгляды тоже. Поэтому диалог с дирижёром необходим для того, чтобы большой ансамбль дышал в такт. С Михаилом Сергеевичем мы работаем много лет - для меня это большое счастье.

- Какие "тайные" фишки вы замечаете в его профессиональной деятельности, каких у других дирижёров ранее не отмечали? На каких моментах или ходах он особенно заостряет внимание?

- Михаил Сергеевич очень тонко чувствует солиста. Порой даже не нужно говорить, что ты хочешь. Он слышит это по исполнению и негласно откликается на просьбы. Я была на концертах Михаила Сергеевича, видела, как он сотрудничает с юными музыкантами на конкурсе "Щелкунчик". Там небольшое количество репетиций, а он очень быстро находит общий язык с детками - это большой профессионализм. Михаил Сергеевич - это про колоссальное мастерство. И чувство юмора (смеётся).

- На что он делал акценты, когда вы впервые с ним взялись за исполнение "Рапсодии на тему Паганини"?

- Мы делали акценты на самые непростые вариации, потому что в этом произведении я порой очень люблю брать быстрые темпы. Но мы её стали играть, когда она у меня была обыграна и была "в самом соку", поэтому контакт нашли быстро.

- Музыкальные произведения, на ваш взгляд, имеют свои идеальные сезоны? В какой период года вы бы предпочли слушать и исполнять Рахманинова. Какое состояние природы, вам кажется, идеально подошло бы "Рапсодии на тему Паганини"?

- Наверное, за счёт 18-й вариации, конечно, это произведение ассоциируется с любовью. А у этого чувства нет сезона - оно вневременное! Оно написано с глубокой любовью, грустью и надеждой. Честно, когда играю эту вариацию, меня всё время пронизывают мурашки. Наверное, это отражение моего наслаждения гармониями, которые там присутствуют. Но там есть и некая борьба. Есть и очень воинственные, характерные вариации. А пятнадцатая вариация… я бы сказала, что она с игривой смелостью (улыбнулась). Произведение очень многогранное! Его можно сравнить лишь с душой человека. Или со стихией - тогда это что-то связанное с водой или с погодой - она так же переменчива и неоднозначна.

- Есть мнение, что ноты, гармонии и музыка имеют цвет. Для вас "Рапсодия на тему Паганини" какого цвета?

- Я бы сказала так: когда ты берёшься за произведение, тебе в голову приходят разные образы. Перед тем как произведение играть, в тебе должна появиться какая-то краска! Поэтому перед его исполнением мы стараемся понять, что происходило с человеком в тот момент, когда он это писал, или смотрим по нотам, что композитор в данный момент хотел нам передать. Если говорить про "Рапсодию", наверное, она ярко-красная и порой нежно-голубая.

- Совсем скоро состоится концерт в Омске, где вы уже бывали не раз. Какое воспоминание уже успели связать с городом? Может, здесь было особенно волнительно ожидать своего выхода на сцену или именно в Омске вы выпили самый вкусный горячий шоколад?

- Я очень люблю Омск, и загород мне тоже очень нравится. Однажды купалась там в реке. С теплотой всегда сюда возвращаюсь. В Омской филармонии шикарный оркестр, очень тёплая и дружеская атмосфера. У меня есть небольшая традиция - когда приезжаю в Омск, то между репетициями иду в кафе рядом с филармонией, чтобы там съесть вишнёвый штрудель с мороженым, и пью кофе.

Фото: Илья Петров

Читайте также