Омский музей имени М. А. Врубеля продолжает с размахом отмечать свой 100-летний юбилей. И в честь этого события 21 декабря выставочные залы открыли свои двери для произведений искусства, которые были долгое время спрятаны от любопытных глаз. Специально для юбилейной выставки "Парад премьер" (0+) кураторы изучили 12 фондов и отобрали около 170 произведений, которые охватывают периоды от эпохи Возрождения до конца XX века.
Часть этих предметов экспонируется впервые или демонстрируются зрителю после долгого перерыва, связанного с реставрацией или с обновлённой атрибуцией. Среди открытий - установление авторства самой ранней по времени создания картины "Святая Агнесса. Святая Цецилия".
- Долгое время определить автора нам не удавалось, потому что было понятно, что это художник редкий, и в музейных фондах найти аналогий не получалось, но нам помогли наши коллеги. Благодаря межмузейному сотрудничеству с государственным Эрмитажем, что символично, так как наш раздел называется "Сибирский Эрмитаж", Ирина Артемьева, хранитель венецианской живописи, определила нам автора. Им является Денис Кальварт, художник, который работал в конце XVI-го века. Он был учителем, предтечей очень многих известных итальянских мастеров. И неудивительно, что мы не могли определить (его авторство - прим. ред.), работ его в отечественных коллекциях немного - одна работа в Эрмитаже, а другие - в европейских коллекциях, - рассказала хранитель коллекции зарубежной живописи музея имени М. А. Врубеля Елена Реутова.
Покажут зрителям и полотно "Венецианского Рафаэля". Так назвали Грегорио Ладзарини, итальянского живописца эпохи барокко, который писал алтарные картины, работал в историческом и мифологическом жанрах. Целый век полотно "Аллегория веры" хранилось в музее в ожидании своих зрителей. Теперь, после установления автора, оно обрело своё место в новой экспозиции.
Сложной в реставрации оказалась картина "Саломея" художника-символиста Василия Денисова. Она написана по мотивам библейского сюжета. Иудейская царевна торжествующе поднимает голову Иоанна Крестителя. Художник писал не на грунтованном холсте, а использовал хлопчатобумажное полотно, покрытое раствором крахмала, поверх которого замешивал пигмент.
- Связь красочного слоя с основой была очень плохая, и на момент начала реставрации необходимо было укрепить красочный слой, хотя бы то, что осталось. Представляете, какие утраты были на произведении, написанном не по классической технологии? Для него (для Василия Денисова - прим. ред.) не содержание первостепенно, а красочная фактура, и он пишет мазками. Здесь миллион разноцветных мазков, картина напоминает мозаику, причем всех цветов радуги. И там, где были мелкие утраты, возможно было восстановить в цвете пигмент, а там, где были крупные утраты, тонировки были сделаны в условной технике. Есть у нас такая - техника пуантели, чтобы белый грунт не бросиался в глаза и не нарушал экспозиционный вид произведения, - отмечает заведующая отделом реставрации живописи музея Наталья Минько.
Представлен на выставке и раздел, где собраны произведения декоративно-прикладного искусства XVIII - начала XX века. В "Кабинете редкостей" можно увидеть серебряный рог, декорированный расписной эмалью, табакерку-черепаху из горного хрусталя, индийский столик, украшенный сплошной полихромной росписью, и музыкальный ящик.
Ещё одна юбилейная экспозиция - персональная выставка скульптора Марка Антокольского, на которой представлены четыре работы мастера.
- Антокольский относится к современникам Родена. И казалось бы, в то время, когда на западе Роден, Бурдель совершают своеобразную революцию в пластике, а во Франции - импрессионизм, у нас все идёт по-другому. В живописи - это передвижники, и по своей программе эстетической и морально-эстетической Антокольский близок к передвижничеству. У него была задача - преодолеть академизм, и это преодоление было связано с тем, что он ещё больше погрузился в реализм и детализацию, в историческую подлинность. Это было время, когда Россия искала свою идентичность и во многом - в прошлом, - рассказывает хранитель фонда скульптуры музея имени М. А. Врубеля Евгений Груздов.
Вниманию зрителей представляют ещё один редкий экспонат - позолоченные каминные часы первой четверти XIX века. Их композиция отсылает к античному мифологическому сюжету, связанному с темой изобилия и процветания. Команда реставраторов из музея имени М. А. Врубеля и Государственного Эрмитажа трудилась над восстановлением часов два года. Теперь их можно увидеть в залах западноевропейского искусства Врубелевского корпуса.
- На начало реставрации отсутствовали ключевые детали этого экспоната, то есть бочка с циферблатом, маятник в виде собачки и мальчик, гарцующий на крупе лошади, что как вы видите сегодня восполнено. Времени это заняло много, а сил ещё больше, но результатом мы в целом довольны. Мальчика и бочку восстановили заново по сохранившимся фотографиям и по фото аналогов из других собраний, механизм и циферблат позаимствованы из наших собраний, то есть это оригинальный механизм циферблата от других часов, - поделился заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.
Юбилейные экспонаты позволяют восхититься не только филигранностью и мастерством их создателей, но и узнать о том, как устроена внутренняя работа музея. Кстати, выставка будет работать ещё до 18 мая.
Автор текста: Елизавета Василевич
Фото: скриншоты программы "Свободное время"