8 ноября в Историческом парке "Россия - моя история" состоялось открытие 12-й персональной выставки Георгия Пилипенко "Сквозь время" (0+). В экспозиции представлено 40 живописных полотен разного содержания: портреты, религиозные сюжеты, архитектурные и городские пейзажи, натюрморты. Выставка посвящена юбилею художника - Григорию Пилипенко исполнилось 85 лет.
- С Георгием Георгиевичем я встретился, будучи студентом четвёртого курса. У нас было много учителей, начиная со Станислава Белова, Штабнова, Кичигина. И вот пришёл Георгий Георгиевич. Он был, наверное, одним из самых спокойных преподавателей. Очень тактичных, вежливых, всегда со студентами общался деликатно. Только указывал на какие-то ошибки, а всё остальное мы делали сами, - рассказал художник и ученик Георгия Пилипенко Евгений Дорохов.
В 1964 году живописец окончил Киевский государственный художественный институт, а через три года приехал в Омск работать по распределению, и 19 лет посвятил преподаванию на кафедре живописи ОмПГУ. В 1975 году вступил в Союз художников СССР.
- Георгий Георгиевич - мастер уникальный: 55 лет в творчестве, и, начиная как художник-соцреалист, который тяготел к суровому стилю, он пришёл к некой декоративности, нарядности, невероятно яркому свету и "пульсирующей" фактуре. Если сравнивать ранние работы художника (у нас на выставке представлена картина "Комсомольцы 20-х" 1969 года) и работы 2010-2012 годов, трудно сразу сказать, что полотна написаны одним и тем же художником, - рассказала искусствовед и куратор выставки Ольга Царькова.
Переломными для художника стали 70-е годы, именно в это десятилетие складывается художественная манера Пилипенко. В его картинах начинает прослеживаться трепетное отношение к искусству, природе и, конечно, к человеку. А главное - к тому, что делает человека личностью, достойной быть запечатлённой на холсте. Тонкий лиризм в его полотнах сочетается с чёткой продуманностью композиции. Георгий Пилипенко всё чаще обращается к пейзажу, размышляет о корнях, национальной культуре и религии. А вера и любовь становятся главными вдохновителями живописца.
- Я был комсомольцем, да и в советское время религия была под запретом. Родители в церковь не ходили в том местечке, где я вырос. Я с натуры писал. Писал на Красной площади Храм Василия Блаженного среди всей суеты. Потом пришло время - наступило прозрение, конечно, нельзя не верить в эти великие труднообъяснимые силы. И я задумал картину "Оплакивание" в конце прошлого века, в 90-е, то есть как раз перед тем как я стал совершеннолетним - 60 лет (смеётся), - считает Георгий Пилипенко.
Кстати, картина "Оплакивание" существует в двух вариантах. Большое полотно находится в музее им. Врубеля, а на выставке представлен этюд из частного собрания.
Пилипенко признаётся, что, несмотря на то что работ в его закромах хватит ещё не на одну выставку, открывать эту он сначала не хотел. Работы художника для выставки собирались с миру по нитке: организаторы провели ревизию частных коллекций и архивов художника. Благодаря этому посетители могут увидеть картины из разных эпох творчества живописца и проследить эволюцию его мастерства. Портреты классиков, написанные в конце нулевых XXI века, представлены в мрачных тонах. Портрет Достоевского наполнен тем же мрачным психологизмом, который был не чужд самому автору "Бесов" и "Двойника": отрицательные герои его прозы нависают над Фёдором Достоевским, нашёптывая ему свои идеи и мешая автору жить.
Выставка "Сквозь время" будет доступна для посещения до 15 декабря в Историческом парке "Россия - моя история".