"Человечность должна обязательно проглядываться". Может ли Достоевский не быть трагичным
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 12 ноября 2024, 17:15  •  печать

"Человечность должна обязательно проглядываться". Может ли Достоевский не быть трагичным

Московский драматический театр "Сфера" привёз в омскую "Галёрку" трагикомедию по Достоевскому.

В Омске началась неделя Достоевского. С 11 по 17 ноября Омский драматический театр "Галёрка" принимает участников II Международного театрального фестиваля "Достоевский. Омск" (18+). Открывали фестиваль гости из Минска (Национальный академический драматический театр им. М. Горького) постановкой "Идиот" (12+) - тёзкой фестивального спектакля от "Галёрки" (12+), о котором мы писализдесь.

В рамках фестиваля омский театр также представит культурно-просветительский проект "Сибирская тетрадь", направленный на сохранение российской культурной самобытности и повышение уровня доступности культуры. Это грант, который позволяет театру приглашать гостей из других городов на свою сцену и знакомить с их творчеством омского зрителя. Так, 13 ноября на сцене "Галёрки" состоится показ трагикомедии "Дядюшкин сон" (16+) от Московского драматического театра "Сфера" по одноимённой повести Достоевского. О том, как "Дядюшкин сон" оказался на сцене "Сферы", как в московском театре затесалась частичка Омска, как из-за роли можно начать музицировать и о том, что играть Достоевского - это прежде всего актёрская ноша, рассказали режиссёры и актёры на культурном завтраке.

Действие спектакля разворачивается в уездном городке Мордасове, куда в дом к Марье Москалёвой попадает престарелый князь К. Хозяйка решает всеми возможными способами, даже обманом, выдать за него замуж свою своенравную 23-летнюю дочь Зинаиду, которая до этого отвергла своего единственного ухажёра Павла Мозглякова. На что способна мать в борьбе за счастье дочери и сможет ли она пойти против человечности и повести дочь по этому же пути?

Премьера спектакля состоялась в 2018 году, и с тех пор постановка не покидает московскую сцену, а зрители с удовольствием вновь идут смотреть на злоключения Москалёвых и князя К. Режиссёром спектакля выступил народный артист России Александр Коршунов. Он сам когда-то играл Мозглякова в спектакле "Дядюшкин сон" на сцене Малого театра в Москве. Когда решился поставить спектакль, проблем с инсценировкой даже не возникло: артист взял уже готовый переработанный для актёров материал, который шёл ещё на сцене МХТ. Постановка от московского театра получилась классической и, как выражаются актёры, "без современных наворотов". На первый план выходит большое уважение к таланту русского классика и его оригинальному тексту. Режиссёр отказался от мрачности и тоскливости, добавив в текст Достоевского больше юмора и света.

Александр Коршунов

- При работе над "Дядюшкиным сном" мы всё время обращались к первоисточнику и что-то сравнивали, но в уже сделанной до нас инсценировке практически ничего не меняли. Она, по-моему, достаточно полная, точная и выразительная, - рассказал режиссёр Александр Коршунов. - Каждый спектакль меняется со временем, "обретает" зрелость. И такой спектакль, как "Дядюшкин сон", и вообще любой всерьёз сделанный спектакль должен всегда обогащаться.

Александр Коршунов признаётся, что актрису Татьяну Филатову на главную роль матери Москалёвой выбрал сразу, и спектакль как будто и вовсе создавался специально для неё. Сама Татьяна Филатова не спешит раскрывать секреты своей героини, интригуя: о том, что за человек Марья Москалёва, пусть судит сам зритель.

Татьяна Филатова

- Это настоящая женщина, которая сделала всё, чтобы самой вырваться в лучшую жизнь и вытащить свою дочь из бедности. Никаких грязных мыслей у моей героини не было, только желание матери спасти свою дочь и себя. Ведь, конечно, всегда хочется лучшей жизни, хоть ты и не знаешь, будет ли тебе там действительно лучше. У нас спектакль получился немрачным. Единственное, что просто по-человечески, с русским надломом жалко людей, героев "Дядюшкиного сна", - отметила заслуженная артистка России Татьяна Филатова.

Роль Зинаиды досталась Екатерине Богдановой. Это была её первая большая роль на сцене театра, исполнять которую она начала ещё будучи студенткой училища им. Щепкина.

Екатерина Богданова

- Я во всех своих ролях ищу что-то такое, что мне будет близко. На первый взгляд кажется, что Зинаида - милая девушка, печальная, несчастная, но на самом деле она глубже и смелее. Она борется за своё счастье, она не просто потакает матери, а смело идёт с ней на конфликт. У меня немного таких ролей. Мне нравится фраза: "Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет". Эта мысль прослеживается в нашем спектакле. Через какие преграды мы готовы пройти, чтобы добиться своего, - рассказала Екатерина Богданова.

Специально для роли Екатерина выучила старинный романс на фортепиано, хотя изначально актриса самостоятельно не исполняла музыку на сцене, а только пела. После долгих споров с режиссёром артистка всё же добилась своего - Екатерина музицирует на сцене.

Яркая роль прохвоста Павла Мозглякова досталась актёру Даниилу Толстых. Как выяснилось, Даниил родился в Омске, а в возрасте 17 лет поступил в Щепкинское училище и переехал в Москву.

Даниил Толстых

- Несмотря на то что мой персонаж достаточно характерный, какая-то человечность в нём должна обязательно проглядываться. Я надеюсь, что зритель её увидит, потому что каким бы Мозгляков ни был, важно, чтобы он прежде всего оставался человеком даже в каких-то гипертрофированных проявлениях. Это принципиальная и для меня вещь, и в целом для нашего театра: какую бы роль ты ни играл, в ней должен просматриваться живой характер, и тогда мы будем ему и сочувствовать, и смеяться над ним, - отметил Даниил Толстых.

Художественный руководитель "Галёрки" Владимир Витько и Александр Коршунов сходятся в том, что Достоевский писал для людей, а это значит, что в любой постановке артист должен занимать центральную позицию. Именно на актёрскую работу обращал внимание экспертный совет при выборе спектаклей-участников фестиваля "Достоевский. Омск".

Владимир Витько

- Мы выбирали спектакли, где есть в первую очередь ярко выраженные актерские работы, а не режиссёрские изыски. На Достоевского нужно смотреть именно через актёров, - добавил Владимир Витько.

Полную программу фестиваля "Достоевский. Омск" читайте на нашем сайте, где мы рассказывали, какие спектакли покажут театры-участники.

Читайте также