28 сентября театр "Комната #24" откроет новый творческий сезон показом спектакля "Когда выключат свет" (16+), который решено сыграть в фотостудии "Синий Бархат". Помимо самого спектакля, зрителей ждёт концерт живой музыки, фотосессия и фотосушка, где каждый сможет принести своё изображение заката или рассвета и забрать понравившиеся карточки себе, ведь символика Солнца стала лейтмотивом спектакля. Кстати, сами зрители в камерном зале расположатся не на привычных стульях, а на пуфах и подушках, а ещё смогут повлиять на сценарий спектакля в режиме реального времени.
"Когда выключат свет" - попытка соединить лёгкость романтической комедии и философские размышления о мнительности, человеческих страхах и конечности бытия. Сюжет вертится вокруг хорового ансамбля, у которого всё идет из рук вон плохо: хоровые исполнители ругаются и, кажется, терпеть друг друга не могут, а здание театра, где они обосновались, готовят к сносу. В это же время Артур, один из хористов, интеллигентный и собранный молодой человек, собирается с духом, чтобы сделать предложение своей возлюбленной и коллеге Нине - беспокойной и романтичной девушке. Но вдруг дирижёр и его подопечные узнают, что через 12 часов Солнце взорвётся, а дверь в репетиционный зал магическим образом запирается.
Спектакль был создан по оригинальному сценарию двух драматургов театра и по совместительству актрис - Анастасией Чернышевой и мной, Анастасией Мирошниченко. Работа над сценарием велась с января 2024 года, а уже 14 июня состоялась премьера на сцене Дома актёра. Для меня это был первый опыт работы над сценарием, и я выступала скорее в качестве помощника и редактора, а Анастасия Чернышева ранее уже пополняла репертуар театра своими работами: "Миф о надежде", "Вита", "Винсент, проснись" об импрессионисте Винсенте ван Гоге, переработки книги омского писателя Дмитрия Кононова "Собачка бежит по кругу" и пьесы Мориса Метерлинка "Синяя птица".
О том, как возникла идея превратить фотостудию в театр и изменило ли это сам спектакль, поговорили с режиссёром театра Ариной Шульгиной и главным драматургом и помощником режиссёра Анастасией Чернышевой.
- Премьера спектакля состоялась в Доме актёра, почему новый сезон вы решили начать в новом месте, да ещё и в таком нетривиальном для театрального творчества?
Арина: За последние несколько лет мы немало сделали, чтобы закрепиться на омской сцене, найти свою целевую аудиторию. Эксперимент и поиск - это то, что не даёт творчеству остановиться. Вокруг столько всего: форм, форматов, текстур, взглядов, ситуаций, комбинаций, идей. Почему бы в нашем театральном ремесле не испробовать хотя бы часть из них? Начать сезон не с привычного формата сцена-зритель, а попробовать сразу что-то новое, было отличной идеей, чтобы для начала немного перевернуть видение того, что мы делаем и у актёров, и у зрителей.
- Чья это была идея?
Анастасия: Идея почти полностью моя. Мы с Ариной увлеклись комедией абсурда и захотели поэкспериментировать, однако в итоге в абсурдных мыслях мы всё равно нашли смысл. Как это обычно и бывает.
- Свадьба, комедия, конец света и философские размышления о смысле прожитых лет - чем вы вдохновлялись, чтобы соединить всё это в один проект?
Анастасия: Я не люблю перемены. Мне нравится стабильность и рутина, мой организм отвергает любые изменения в жизни. Иными словами, кризис 20 дался мне особенно тяжело. Казалось, что я ничего не могу сохранить, как бы ни старалась, потому что в конечном итоге жизнь это заберёт. Это было сродни состоянию перед концом света. Как раз тогда я подумала, а за что вообще люди хватаются в критические моменты? Что можно забрать с собой на ту сторону, что бессмертно? Тяжело было, короче. Однако жизнелюбие всё равно победило - спектакль получился лёгким и смешным, а я получила свою долгожданную арт-терапию.
- Как фотостудия соотносится с идеей спектакля? От чего отталкивались: антураж или просто эксперимент ради эксперимента?
Арина: Фотостудия невероятно точно дополняет идею спектакля. Там чисто белые стены, белый пол, всего несколько источников студийного света. В общем, пустошь. Ничего не отвлекает тебя от мыслей о конечности бытия. Это закрытое пространство, и взгляд не фокусируется на лишнем. Всё очень близко к тебе - более интимная обстановка, что ли. Эта фотостудия - самый большой полностью белый зал в Омске.
- Насколько перенос спектакля в небольшую фотостудию, продажа билетов и продвижение постановки только своими силами - это рискованный эксперимент, ведь фотостудия вмещает немного человек?
Арина: Эксперимент рискованный только потому, что здесь нам пришлось немного повысить стоимость билета, так как аренда фотостудии сама по себе довольно дорогая. В конце концов, каждый эксперимент - это риск. Актёры отнеслись по-разному: кому-то не понравилась идея переносить именно этот спектакль в камерный формат и играть на небольшое количество человек. Но, как мы знаем, истинный артист будет играть и для одного человека. Мы решили этот вопрос голосованием, как мы всегда и поступаем. Большинство оказались за.
- Анастасия, вы не только автор сценария, но и исполнительница главной роли Нины. Расскажите, пожалуйста, о вашей героине и много ли у вас общего с ней?
Анастасия: Общее - это тревога и накручивание себя со страшной скоростью. Причём это такое состояние, в котором сложно посмотреть на себя со стороны и что-то адекватно проанализировать, однако во время репетиций у меня получилось. Теперь действительно могу сказать: "Да, некоторые мои мысли и правда чушь". Нина - хороший человек, но не умеет вовремя остановиться и думать холодной головой. Даже когда она пытается влезть в самоанализ, она всё равно опрометчива и импульсивна.
- Затронет ли смена театрального пространства спектакль в смысловом отношении?
Арина: Конечно, камерный спектакль, да ещё и немного иммерсивный, - это вообще другая история. Актёры находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителя, можно рассмотреть всё детально, более внимательно следить за их действиями. Камерный формат невольно делает зрителей участниками истории. В нашем случае зрители, сидящие по традиции по двум сторонам от происходящего, - гости, пришедшие на свадьбу. А вот состоится она или нет, это мы уже узнаем позже. Слышала от актёров на прогоне мнение, что этому спектаклю намного больше идёт камерное пространство, чем привычная большая сцена.
- Как именно сможет повлиять зритель на развитие сюжета спектакля в реальном времени?
Арина: Перед спектаклем зрителей попросят ответить на вопрос: "Что рискованного вы бы сделали, если бы Солнце взорвалось через 12 часов?" Театралы запишут свои варианты на карточках. Все их мысли послужат идеями для одной из героинь пьесы, которая думает, что же такого сделать, чтобы не страшно было умирать.
- Что означает белый цвет в спектакле?
Анастасия: Во-первых, вы на свадьбе. Во-вторых, для меня цвет Солнца - белый, а не жёлтый. Это цвет света, что-то лёгкое, успокаивающее и правильное. Я думаю, что когда Солнце взорвётся, мы увидим только белую вспышку перед глазами.
- Какую реакцию зрителя вы ожидаете? С какими чувствами он должен покинуть студию?
Арина: Мне бы хотелось, чтобы после спектакля люди подумали о своей собственной жизни, в очередной раз вспомнили о её конечности, о том, что нет ничего бессмертного, кроме любви, разумеется. Ещё хотелось бы, чтобы спектакль не оставался чересчур уж серьёзным и не тащил зрителя в бездны экзистенциализма, хочется, чтобы он получился лёгким, комичным и отчасти по-хорошему поучительным.
Анастасия: Мы хотим, чтобы тревога хоть ненадолго показалась зрителям маленькой и совсем не опасной, чтобы было легко и спокойно даже без чёткого плана на завтрашний день. Ведь нет ничего большого и страшного.
Фото: Глеб Кужелев