26 сентября 151-й театральный сезон на Камерной сцене Омской драмы откроется спектаклем, который предложит зрителю пересмотреть свои представления о правде и лжи. Многослойное и глубоко психологическое произведение Владимира Набокова рассказывает историю о судьбе искусствоведа Бруно Кречмара (Владислав Пузырников), чья жизнь рушится из-за страсти к молодой любовницей Магде. Её манипуляции и приводят героя к саморазрушению - физической и внутренней слепоте. Мужчина теряет связь с реальностью, погружаясь в иллюзии. Роман исследует темы морального разложения, самообмана и разрушительной силы страсти.
Режиссер, ранее поставивший на омской сцене спектакли "Искупление" и "Время женщин" (16+) (второй и сейчас идёт на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой), Алексей Крикливый предоставил артистам на репетициях свободу творческого поиска, а Владислав Пузырников, по мнению коллег, успешно вышел за рамки своего амплуа. "Камера обскура" (18+) создавалась набегами в течение года - не всегда получалось состыковать рабочие графики. Затем по техническим причинам премьера была перенесена на месяц. И вот сейчас спектакль наконец готов увидеть свет. Исполнители Ирина Бабаян (Магда Петерс) и Игорь Костин (Роберт Горн) рассказали нам, как они раскрывали своих персонажей на репетициях.
- Правда ли, что вы с этим материалом уже год работаете? С какими сложностями столкнулись, раз так затянулся процесс?
Ира: На самом деле не совсем год. Просто репетиционный процесс получился достаточно рваным из-за больших перерывов. Только успевали включиться в творческий процесс, немножко друг с другом войти в какой-то профессиональный контакт - перерыв на три месяца. После перерыва всё заново приходилось выстраивать. И для меня в этом заключалась самая большая сложность в работе.
Игорь: Может, в том, что процесс растянулся на такой длительный срок, есть свои плюсы. Хорошее вино долго настаивается. 26 сентября, в день премьеры, откупорим бутылку, наконец-то выпустим джина (смеются).
Ира: Мы очень хотим уже выпустить премьеру, потому что чувствуем, что созрели с этим материалом. Хотим показать его зрителю, немножко выдохнуть и пойти дальше.
- Когда читаешь роман, центральные персонажи симпатии не вызывают. Восприятие строится на ощущении шока от их морального падения, но тебе всё равно интересно, что же будет дальше. Как ваш опыт и творческий путь помогли вам в интерпретации столь глубоких и неоднозначных персонажей?
Ира: Уже после первой читки поняли, какая большая работа нам всем предстоит. Было непросто. У нас есть негласное правило: какого бы злодея ты ни играл, его нужно защищать, находить в нём какие-то хорошие, светлые стороны, то есть, быть адвокатом своей роли. Нужно вскрыть суть своего персонажа, чтобы преподнести его не однобоко, это же всё равно человек, живая энергетика. Если не найдёшь контакта со своим героем, роль может и не получиться. Я очень переживала, что мы с Магдой Петерс можем не подружиться. Но вот уже на последних репетициях она стала мне открываться. Мне в данной работе важно постараться не идти от себя. То есть, не актриса к персонажу, а персонаж к актрисе, когда героиня диктует правила игры. Думаю, зрителю будет очень интересно посмотреть на то, что у нас получилось.
Игорь: Кречмар, будучи искусствоведом, всю жизнь живёт глазами, и вдруг его лишают самого главного - в буквальном смысле. Страсть мешает ему увидеть истину. Он "слеп" к манипуляциям Магды, живёт в мире иллюзий и фантазий, теряя связь с реальной жизнью. Как камера обскура переворачивает изображение, так и его восприятие искажено страстью и самообманом. ("Камера обскура" - это устройство, через которое реальность отражается искажённо, в перевёрнутом виде - прим. ред.). Когда мы начали все эти слои снимать, встал вопрос: а для чего герой вообще помещён в такие обстоятельства? Для чего бог оставил жить Кречмара?
- Можно сказать, что вы пришли к каким-то итогам, и больше работать не над чем?
Игорь: Нет, конечно. Даже после премьеры спектакль продолжает трансформироваться: артисты проживают историю заново, она никогда не повторяется и приобретает новые смыслы. Если этот процесс остановится, спектакль можно закрывать и снимать. Поэтому мы каждый раз ищем что-то новое, какие-то упущенные моменты или свежие мысли. Этот процесс бесконечный и захватывающий.
- Как складывается работа с Алексеем Крикливым? Как он помогал вам на протяжении всего этого времени раскрывать сложные характеры ваших героев?
Ира: Мы с Игорем уже работали вместе в спектакле "Время женщин", который тоже ставил Алексей Михайлович. Я ввелась в спектакль позднее, после ухода актрисы, которая исполняла роль Сюзанны, но мы с режиссёром успели немного поработать вместе. Я сразу поняла, что это "мой" режиссёр. Это большая удача - встретить человека, за которым хочется идти. Когда узнала, что он снова приедет, очень захотела попасть в проект. На репетициях он дал нам полную свободу - пробовать, создавать этюды, а потом складывал из этого целое. Вот приносишь какой-то этюд, думаешь: "Да ерунда какая-то", а он внезапно говорит: "Оставляем". Даже парадоксально, насколько он доверяет актёрам.
Игорь: Да, Алексей Михайлович - удивительный человек. Всё в нём прекрасно, знаете, как говорят: и душа, и одежда, и мысли - это про него. Мы с ним работаем уже 10 лет, и каждый проект, правда, как праздник, настоящая семья, где все работают с любовью к материалу и друг к другу. Волшебное качество Алексея Михайловича - оживлять авторов, создавать удивительное ощущение его присутствия на репетиции. Нам иногда кажется, что сам Набоков буквально сидит рядом и подсказывает: "Это нельзя выкидывать".
- Какая была атмосфера на репетициях? В романе герои находятся в постоянном состоянии конфликта, а как складывались отношения у участников спектакля?
Игорь: Всем было очень комфортно, атмосфера лёгкая. Никаких ссор, наоборот, много смеялись.
Ира: Да, мы очень тонко чувствовали друг друга благодаря атмосфере, которую создал Алексей Михайлович. Владислав Анатольевич - мой товарищ, профессиональный друг. Он очень деликатно направляет, подсказывает. Мне всегда приятно с ним работать.
Игорь: Я очень рад за Влада, потому что в драме я его в таком амплуа ещё не видел.
Ира: Да, у него много разноплановых ролей, но здесь он раскрылся совершенно по-другому. Весь спектакль он на сцене, и для него это важная роль. На репетициях мы шутили, что работаем "на его Золотую маску", и хоть это шутка, но от чистого сердца. Мы видим, как бережно и трепетно он относится к роли Кречмара. Хочется надеяться, что у спектакля будет долгая жизнь в стенах нашего театра.
- Приоткройте завесу тайны. Как будет выглядеть спектакль?
Ира: Декорации уже частично стоят, но не всё ещё готово. Художник по костюмам Наталья Дружкова очень строго соблюдает атмосферу времени, никаких вольностей. Костюмы соответствуют эпохе Набокова. Художник-постановщик Анвар Гумаров своим дерзким характером внёс некоторые интересности. Несмотря на то что это белое статичное пространство, где происходят чудеса, здесь появится и ванна, и, надеюсь, вода, и огромные необычные воздушные шары, и произведения мирового художественного искусства. Больше спойлерить не буду.
Игорь: Задачей художника было создать выставочный зал, своего рода эрмитаж, где разворачивается действие. На этом фоне пространство наполняется разными смыслами, плавно меняется, становясь то домом, то улицей. Возникает ощущение, что смотришь кино.
- Какие эмоции вы надеетесь вызвать у зрителей своей игрой? С чем зритель в идеале должен выйти со спектакля?
Игорь: Думаю, каждый найдёт что-то своё, в спектакле есть много моментов для размышлений. Даже если просто подумать о людях, о персонажах, интересно, кого зритель захочет защитить? Кто окажется "негодяем", кого пожалеют? Ведь, если сначала Горн и Магда кажутся плохими, то кто тогда хороший? Кречмар? Жена его Аннелиза? Дочь, которая просто жертва обстоятельств? Это и интересно - увидеть, кого зритель оправдает, а кого осудит. Эмоционально спектакль очень сильный, думаю, он произведёт большое впечатление.
Ира: Я никого не могу заставить что-то чувствовать, но для меня важно подарить зрителю момент чуда. Даже если это всего секунда, когда человек испытал что-то новое - для меня это уже победа. В любом случае зрители увидят что-то красивое, тонкое, то, что они, возможно, раньше не видели.
Фото: Илья Петров