"Душекружение" по Набокову и любовь Эдит Пиаф. Омск ждут "звёздные" театральные выходные
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 18 сентября 2024, 14:35  •  печать

"Душекружение" по Набокову и любовь Эдит Пиаф. Омск ждут "звёздные" театральные выходные

Известный российский актёр театра и кино Александр Баргман представит омским зрителям свой легендарный моноспектакль, а также трогательную постановку о жизни Парижского воробушка.

В начале октября Омск посетят с гастролями гости из Санкт-Петербурга. Зрители увидят моноспектакль "Душекружение" (16+) Александра Баргмана, а также его режиссёрскую работу - моноспектакль Олеси Казанцевой "ПИАФ: любовь не по нотам…" (16+). Показы пройдут на сцене Дома актёра 5 и 6 октября. Наш корреспондент побеседовала с Александром Баргманом о гастрольных постановках.

Александр Баргман - актёр театра и кино, режиссёр, художественный руководитель петербургского "Такого театра". В его копилке множество ярких театральных и кинообразов, в том числе роль Наума Балабана в фильме "Клятва" (12+), отмеченная призами многих кинофестивалей. Омским зрителям знакомо творчество Александра Баргмана-режиссёра по спектаклям "На чемоданах", "Лжец" и "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" Омской драмы.

- У меня нежное отношение к Омску, и эти три спектакля - важные отрезки моей жизни, потому что я соприкоснулся с настоящим театром во всех смыслах. Пожалуй, в этом театре как нигде сильна традиция уважительного отношения к театральному делу как к самому важному делу в своей жизни, - отмечает актёр и режиссёр.

5 октября Александр Баргман покажет на сцене омского Дома актёра "Душекружение" - моноспектакль по мотивам рассказов Владимира Набокова "Картофельный Эльф" и "Королёк", а также других произведений писателя. Постановке уже 30 лет. За это время она не только снискала признание петербургской публики, спектакль объездил полмира и завоевал множество театральных премий.

Исполнитель главной и единственной роли Александр Баргман рассказывает, что проникся творчеством Владимира Набокова ещё в студенческие годы. Наткнулся на его рассказ "Королёк", когда искал материал для зачёта по сценической речи на 3-м курсе и с тех пор больше не расставался с писателем. А после окончания театрального института вместе со своим педагогом, актёром и режиссёром Юрием Васильевым создал этот спектакль. Интересно, что в первый день репетиций Александр получил приглашение сыграть Набокова в кино - во франко-российском фильме "Мадемуазель О." (18+). В 1994 году постановкой "Душекружение" открылась малая сцена Александринского театра.

- Спектакль, конечно, меняется, как и время, как и я в этом времени. Неизменным, пожалуй, остаётся только великий текст Набокова, который бездонен, - делится Александр Баргман. - Когда я начинал репетиции, я даже не подозревал, какое в, казалось бы, двух коротеньких рассказах огромное количество смыслов, чувств, печали, надежды, и не мог себе представить, что в каждый новый временной период они всё равно будут оставаться актуальны. Особенно пронзительно звучат эти рассказы сегодня. Кажется, что маленький человек со всем своим вселенским миром внутри не столь важен, однако его жизнь и его мир - это единственное, что вообще ценно, то, что всегда являлось предметом искусства.

На сцене Александр Баргман рисует портреты целого ряда набоковских персонажей - фокусника, карлика, фальшивомонетчика, великосветских дам и асоциальных типов. Для перевоплощений актёру не нужны яркие костюмы и особый реквизит, всего лишь пару штрихов - взять в руки тросточку или котелок и передать особенность мимики.

- Раньше в спектакле было больше лицедейства, пластики, яркой энергии, я бы сказал. Сейчас всё посдержаннее, конечно, и в силу лет, надеюсь, поосознаннее. Я понимаю, что сегодня этот спектакль стал драматичнее, сдержаннее, где-то легче и игривее, в целом, наверное, беспощаднее и грустнее. Сегодня паузы, проживания внутри сцен, описанных в рассказе, очень важны. Я позволяю себе и своей фантазии лететь, - рассказывает Александр Баргман.

Кстати, в 2015 году с постановкой хотели попрощаться: актёру казалось, что спектакль исчерпан. Второе дыхание "Душекружение" обрело во время пандемии: постановка была сыграна без зрителей и записана на видео. Затем Александра попросили показать спектакль на юбилее "Такого театра", после - сыграть в Израиле, в Новосибирске, Кемерове... Предложения о показе театральной работы в разных городах поступают по сей день, и Александр Баргман охотно на них откликается.

- Сейчас у спектакля уже третья или четвёртая жизнь: сейчас сыграю его в Омске, потом в Липецке, в Екатеринбурге возникло предложение... В общем, знаете, жизнь этого спектакля - это тоже какая-то набоковская сказка, мистерия, и не всё тут от меня зависит (смеётся). Моноспектакль - это возможность за полтора часа сыграть десяток ролей с дорогой в характерность, в пластическую речевую особенность, и все эти персонажи внутри спектакля живут, воздействуют друг на друга, оценивают происходящие события, мыслят, страдают, ликуют. Разве это не то, чем должен заниматься артист? (улыбается) Ну и потом, когда играется моноспектакль, ты сам себе хозяин. Ты и холст, и кисть, и художник, и краска - всё в тебе одном. Ты творишь свой сценический мир здесь и сейчас, - говорит Александр Баргман.

Кроме того, 6 октября омские зрители увидят постановку "ПИАФ. Любовь не по нотам…" (16+) - моноспектакль Олеси Казанцевой по текстам и песням великой французской певицы и актрисы. Постановкой и инсценировкой театральной работы занимался Александр Баргман. Спектакль-посвящение Эдит Пиаф, её короткой, но наполненной яркими чувствами жизни, и тем, кому она дарила своё сердце.

- Спектакли о Пиаф часто ставятся. Ежегодно в разных уголках мира где-то возникает спектакль про Эдит Пиаф. Я видел несколько из них, и в этих постановках был взгляд на Эдит Пиаф как на хлёсткую, вершащую, маргинальную женщину. Но в документальных кадрах, в интервью явно прослеживается её наивность, детскость. Она так и не повзрослела. Эдит Пиаф была абсолютно открыта миру, хоть и страдала от щедрости, которой одаривала мир. Мне было важно, чтобы в нашем спектакле актриса не играла Эдит Пиаф, а прикасалась к ней, оставаясь самой собой. Пиаф была ребёнком и клоунессой. Она была дурашливая, любила шутить над собой, над другими. И у Олеси есть эта природа - самоироничная природа клоунессы. Плюс ко всему Олеся прекрасно поёт, - говорит Александр Баргман.

Постановку впервые представили 3 июня 2023 года на сцене Тюменского большого драматического театра. За один час актриса проводит зрителя по страницам жизни великой певицы, наполненной падениями и триумфами, болями и радостями, отчаяньем и вдохновением. Многообразие человеческих чувств отражалось в песнях французской шансонье, и этим они трогали сердца слушателей. В спектакле актриса Олеся Казанцева поёт вживую.

- Мой любимый момент в этом спектакле - это его финал. Не буду о нём рассказывать. Я парень крепкий, но… трудновато сдержать эмоции… - делится режиссёр. - В финале сочетается очень многое - и судьба Пиаф, и Олесино исполнение, и смыслы, заложенные в спектакль. Всё это откликается сегодняшнему времени, что тоже всегда важно для моноспектакля - дыхание времени в нём. То ли я с годами стал сентиментальным, то ли мне актриса нравится (смеётся).

Показ спектакля "Душекружение" пройдёт 5 октября в 18:00 на сцене Дома актёра. А 6 октября в 18:00 на этой же площадке зрители увидят моноспектакль "ПИАФ. Любовь не по нотам…".

Фото: Полина Секисова, предоставлены героями публикации

Читайте также