В омском музее раскрыли секреты восстановления старинной живописи
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 17 сентября 2024, 15:16  •  печать

В омском музее раскрыли секреты восстановления старинной живописи

Выставка рассказывает о двух подходах к реставрации икон.

Деревянные иконы, металлические оклады и кресты - всё это можно увидеть в Омском историко-краеведческом музее на выставке "От видимого к невидимому" (12+). Здесь можно познакомиться с различными методами и подходами к сохранению и восстановлению икон, которые используются в музейной и церковной реставрации.

Музейщики уверены, что только оригинал обладает художественной ценностью. У реставраторов, занимающихся церковной живописью, другая задача - восстановление образов в соответствии с традициями русской иконописи.

Время не стоит на месте, и все вещи со временем стареют. Лучшая оценка работы реставратора - это вопрос: "А что вы здесь делали?"

 

Некоторые из экспонатов датируются XVII веком. До того как попасть в музей, они украшали алтари храмов, вместе с другими предметами церковной утвари путешествовали по храмам и даже прятались в укромных местах. Например, двухметровое полотно "Спас Вседержитель" несколько десятилетий пролежало в подвале. В таких условиях уникальная икона на холсте могла бы истлеть. Но омские мастера сумели спасти реликвию.

- Как иконописцу мне интересен более древний сюжет, для того чтобы её можно было показать студентам, какая техника исполнения, какая манера письма: "Посмотрите, этой иконе триста лет, и она дошла до наших дней". Как реставратор я смотрю не на временной период, а на то, сколько у неё болячек. Я врач для икон, и мне очень хочется их от этих болезней вылечить, - поделилась старший преподаватель Омской духовной семинарии Ольга Лобзова.

На экспозиции также представлена икона Божьей матери, к ней обычно обращаются во время трудностей и болезней, в народной памяти сохранилось множество историй о чудесных исцелениях тех, кто молился рядом с ней.

Крест распятия конца 19 века специалисты очистили от загрязнений и восстановили утраченные элементы. Реставраторам без проблем удалось найти основной материал - перламутр. В витрине по соседству - крест на деревянном основании с вставками из яшмы и усыпан кораллами, но эти элементы специалисты подобрать не смогли.

Подробнее о трудах мастеров можно узнать в сюжете программы "Свободное время в Омске".

Взглянуть и сравнить два подхода к сохранению и восстановлению иконописных произведений можно будет до 24 ноября.

Читайте также