Время в альтернативной действительности. История о том, почему клубная жизнь цепляет навсегда
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 18 июля 2024, 10:04  •  печать

Время в альтернативной действительности. История о том, почему клубная жизнь цепляет навсегда

Узнали, в какой момент и почему ночная жизнь из клубной культуры обратилась в барную, чем цепляют рейвы и есть ли шанс затусить под электронную музыку в формате девяностых, нулевых и десятых.

Город готовится принять значимый для многих андеграундных личностей девяностых фестиваль клубной жизни "Омск не спит" (16+). Его куратор Андрей Руденко рассказал нам, почему ночные вечеринки под электронную музыку цепляют раз и навсегда, что ждали от рейвов люди нулевых и чем закончились попытки возродить эту культуру в конце десятых.

- Андрей, как возникла идея провести фестиваль, посвящённый ночной клубной жизни Омска? С чего всё началось?

- Лет пять назад мне в руки попала коллекция флаеров, по которым в 90-е и 2000-е проходили на вечеринки в ночные клубы Омска. Знакомые, друзья подали мысль провести выставку этих флаеров, но на тот момент у меня не было ресурсов этим заниматься. Потом я начал сотрудничать с Makers of Siberia. В прошлом году их команда и главный редактор Сергей Мезенов приезжали в Омск с фестивалем короткометражек Makers of Siberia Film Festival. И тут я понял, что это отличная возможность реанимировать идею с выставкой. Мы раскручивали её, придумали ещё ряд мероприятий и поняли, что у нас получается целый фестиваль, который мы впоследствии назвали "Омск не спит". У них есть аудитория, на которую это можно проецировать, они заинтересованы в сибирской культуре. Я заинтересован в культуре своего родного города, этот проект посвящён ему. На мой взгляд, всё идеально совпало.

- На каких ключевых моментах клубной культуры конца 90-х, нулевых планируете сделать акцент в рамках фестиваля?

- Основа фестиваля - выставка флаеров, которая разбита по эпохам: 90-е, нулевые и начало 10-х. В 90-х молодые творческие энтузиасты отчасти по доходившим до них тенденциям Москвы и зарубежья, отчасти интуитивно начали высаживать клубную культуру на нашу почву. Нулевые знаменуются своими событиями - вроде открытия той же самой "Планеты 3.5.7" и других разных клубов. На арену выходят уже другие организаторы и промогруппы, звучит другая музыка. В 90-е она просто не могла у нас возникнуть и заинтересовать многих в силу того, что у нас сильные временные расхождения, запоздания относительно мира и даже Москвы. В 2010-х на сцене были свои герои. На этом и строится структура выставки и фестиваль в целом.

"Эпоха" заканчивается 2012 годом, когда был закрыт клуб "Планета 3.5.7". Примерно в то время начался переход клубной культуры в барную. Прежние диджеи, промоутеры стали занимать должности арт-директоров баров и другие смежные. Со временем клубы в привычном понимании пропали. Если в клубах акцент всё же больше делается на музыку, то в барах музыка отходит на второй план.

- Андрей, на твой взгляд, с чем связан этот переход от клубной к барной культуре?

- Люди, которые организовывали вечеринки и которые приходили на них, стали разъезжаться. Кроме того, как говорят некоторые участники событий, в то время несколько крупных налогоплательщиков, которые позволяли омичам неплохо зарабатывать, давали возможность жить вольготно в 2000-е, покинули город. И организаторы начали или открывать свои, или устраивались в уже имеющиеся бары. Они стали зарабатывать деньги на том, что раньше приносило им скорее какое-то эстетическое, творческое удовольствие, нежели финансовое.

- До "барной жизни" надо было совмещать основную работу с организацией вечеринок, чтобы было на что жить?

- В основном да. Днём ты работал на "обычной" работе, а вечером, например, играл музыку в клубе или занимался организацией вечеринки. Но и на этом, конечно, получалось немного выходить в плюс в 2000-е. По крайней мере, отбивались крупномасштабные вечеринки с зарубежными привозами. Это удавалось, больших просадок не было, но и безбедную жизнь это не обеспечивало. Не получалось делать только вечеринки и не работать где-то, условно говоря, на заводе.

- Кому хочется показать клубную жизнь Омска, на кого рассчитан фестиваль?

- Это будет интересно поколению того времени в первую очередь. Но если человек интересуется этим, то неважно, какого он возраста, - 20 или 50 лет ему. Просто люди постарше могут проникнуться ностальгической ноткой, хоть я и не люблю это чувство, потому что в нём можно застрять. Я же просто хочу задокументировать эту эпоху и культуру, чего, как мне кажется, раньше никто не делал в таких масштабах. Лично мне нравится клубная культура как таковая. Когда она вошла в мою жизнь, то осталась в ней навсегда. Сейчас это попытка ухватить момент городской истории.

- Чем тебя зацепила ночная клубная жизнь?

- Тогда мы смотрели на подобные вечеринки в фильмах, впитывали западную культуру. Мне нравился образ: сплетение визуала, музыки, которая звучала. Всё началось с подачи брата во второй половине 90-х. Вечеринки эти зацепили возможностью слушать интересную музыку вне дома, на большом звуке, в окружении большого количества людей. Многих тянуло в клуб не что иное, как возможность послушать новую интересную музыку, которая нигде не звучала прежде.

- Да и не у всех была возможность послушать эту музыку дома. Скачать негде было.

- Да, интернет был медленный и не у всех, стримингов не было и подавно. Не было ясно очерченной тусовки, или она была такая узкая, что каждый трек, релиз, альбом покупали и слушали все вместе, давали на время, перезаписывали. В общем, это была не только возможность послушать новую музыку, но и познакомиться с людьми, единомышленниками, провести время в альтернативной действительности. И это требовало усилий: нужно было раздобыть флаер на конкретную вечеринку. Это давало тебе чувство причастности к происходящему. Потом надо было ещё добраться до клуба, до той же "Планеты 3.5.7". Многие для поездки собирались в компании, но для меня почему-то это была очень индивидуальная история.

- Как вот это ночное, андеграундное движение на тот момент повлияло на творческую жизнь Омска?

- Оно стало каким-то продолжением этой творческой жизни. Если мы берём 90-е, то это были люди частично из рок-тусовки, частично из творческой тусовки Технологического института (ОГИС, сейчас входит в состав ОмГТУ - прим. ред.), где по инициативе художницы Татьяны Жаровой возникло творческое объединение "32 мая". Потом все эти люди составили промогруппу "Дети Прииртышья". Они, наверное, были первыми промоутерами, были ядром движения того времени, совмещая электронную музыку с показами моды и перформансами. Позже к этому стали стягиваться люди, которые проявляли интерес к творчеству и сами были его источником. Это были роллеры, скейтеры, граффитисты - те, кто относились к неформальным культурам, и не только в России. Представляешь себе палитру этих людей на вечеринке и выделяешь каждого по отдельности: этот стал музыкантом, этот остался диджеем, другой стал дизайнером, фотографом, уличным художником, организатором и так далее. Поэтому те вечеринки - это такая мозаика людей, агломерация творческих личностей.

- Есть звёзды диджеинга, вышедшие из омских рейвов?

- Есть, но не так много. Например, DJ Basic (Антон Больных). Он и сейчас двигается как диджей. Но параллельно делает другие разные проекты, связанные с тем, чем он занимался в 90-е. В какой-то момент он заинтересовался небанальной ретромузыкой и стал играть на патефонах. Сейчас живёт в Москве. Вечеринки начала 10-х послужили стартовой площадкой Ивану Логосу. Он основатель и идеолог творческого объединения m_division, а также сооснователь, сопродюсер и программный директор фестиваля Gamma в Санкт-Петербурге. Это крупный фестиваль европейского уровня, который проводится уже 8 лет. Александр Матлахов известен за пределами страны. Это, пожалуй, единственный омский техно-продюсер, работающий на мировой арене. Он выступает под псевдонимом Unbalance, записывает и выпускает пластинки, неоднократно выступал в культовых берлинских клубах.

- Что было с рейвами после 2012 года?

- Некоторые клубы вроде Wax, "Алкотрона" и London ещё радовали и атмосферой, и привозами. В 2013 году ребята из m_division провели свои заключительные мероприятия пару раз, ради чего приезжали из Санкт-Петербурга. А в 2015 году открылся бар Beer Kingdom, где я занимался SMM и помогал подбирать музыку, задающую месту тон. А весной 2016 года один из барменов просто вытащил колонку на улицу и включал музыку. Через 2-3 недели это переросло в уличные вечеринки с диджеями и большим звуком. В течение трёх летних сезонов, с 2016 по 2018 год, весь переулок забивался людьми. Так родилось небольшое такое явление, которое мы назвали "Корпус 1".

- Это была нелюбимая тобой ностальгия?

- Наверное, да. Мы понимали, что сами скучаем по… какому-то такому чувству свободы, которое мы ловили в клубах, будучи совсем молодыми. И в тот момент захотелось это всё реанимировать. Не было никаких идеологических подоплёк, просто была возможность и были люди, которым это интересно как со стороны организации, так и со стороны слушателей, зрителей. За успешность этих вечеринок может говорить аудитория - для этого пространства она была большой, 100-200 человек. Но пришлось свернуть эти тусовки, потому что возле "Степаныча" стали стихийно собираться разномастные люди, которые к нашим вечеринкам не имели никакого отношения. Там люди просто открывали багажники своих машин и врубали музыку, у каждого была своя движуха, и создавался полный беспредел. После них оставалось много мусора, и некоторые начинали думать на нас. Лично для меня вечеринка заканчивалась тогда, когда мы с персоналом и некоторыми гостями выносили последний мешок мусора. Это началось в сентябре 2017 года, а на следующий год мы стали привлекать много ненужного внимания, и всё прекратилось.

- Если сейчас вынести колонку или диджейский стол на улицу у бара, люди придут?

- Да, народ соберётся. Но сейчас это возможно, пожалуй, только по согласованию с администрацией округа, что довольно муторно.

- Давай вернёмся к неспящему Омску. Андрей, на фестивале будут известные для омичей личности той эпохи?

- На открытии выставки будет играть DJ Stalker, который в диджеинге с 90-х. На вечеринке в баре "Хука" будут выступать KiD_MaN и Jem, которые были в числе первых drum'n'bass-диджеев Омска. Также увидим и старожилов Toxubai, Duke, Sergey Degree. На дискуссии между организаторами разных лет будет несколько вышеупомянутых людей плюс представитель Даниил Белоусов, соорганизатор промогруппы "Атас!" и участник группы "Закаты" (раньше называлась "Тайга"). На базе "Атаса!" растёт много молодых диджеев, с которыми, возможно, в городе возродится клубная жизнь.


Фестиваль "Омск не спит" пройдёт в городе 20-21 июля. Как именно это будет, мы недавно писали на страницах нашего сайта. Там же вы найдёте ссылку на регистрацию.

Главное фото создано с помощью Midjourney
Фото: Елизавета Медведева, Илья Петров, Анна Бамбульская

Читайте также