На водопроводной трубе сыграть не получится – у неё нет души: Русская классика прозвучала в исполнении юных мастеров музыкального искусства
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 19 мая 2024, 14:48  •  печать

На водопроводной трубе сыграть не получится – у неё нет души: Русская классика прозвучала в исполнении юных мастеров музыкального искусства

Ученики Центральной музыкальной школы - Академии исполнительского искусства выступили на сцене Органного зала Омской филармонии и поделились секретами восстановления сил.

С приходящей жаждой жизни весной бороться бессмысленно. Самое время пробудиться ото сна, выйти на сцену и показать публике лучшие грани своего исполнительского мастерства, поразить её глубиной и красотой русской классической музыки. Студенты Центральной музыкальной школы - Академии исполнительского искусства вновь выступают вместе с Омским камерным оркестром под руководством Григория Вевера. В этот раз с программой "Великая русская музыка".

- Я бы сказала, что русская музыка для меня - это фортепианные концерты, сонаты для виолончели русских композиторов. Если говорить про "самого русского" композитора - для меня это Рахманинов. Во всех его произведениях есть что-то родное. Он подбирает гармонии, которые пробирают слушателя до мурашек, - поделилась виолончелистка Тамара Слуцкер. - Я в восторге от того, что сейчас мы приехали в Омск и за окном наконец-то не зима! Солнце встало, листья зелёные, тепло - прям хочется жить и выступать!

Тамара Слуцкер

В Омске большинство ребят не впервые: с акустикой зала, оркестром и даже публикой - знакомы. На их выступления ещё в прошлом году зрители раскупили абонементы. И без сюрпризов юные музыканты ещё не приезжали. Новые имена, новые формы. Сольный дебют в этот вечер случился у флейтистки Елизаветы Логиновой.

- Представляете, я впервые играла с оркестром! Это для меня первый опыт игры не в ансамбле, а когда вокруг тебя сидят взрослые музыканты и ты ощущаешь себя частью чего-то гораздо большего и великого, полностью погружаясь в музыку. Это не страшно, но ты чувствуешь другую ответственность. Отличающуюся от той, когда ты в коллективе. Важно сказать, что твоей основной задачей становится - сфокусировать внимание зрителя на себе, чтобы он смог понять, что ты хочешь до него донести. Я исполняю арию Ленского, поэтому я хочу рассказать историю искренней любви и понимания того, что настоящая любовь - она длится до гроба. Любовь - она определённо существует. Благодаря ей существует мир вокруг. У меня есть теория: все мы живы, все мы создаём какие-то вещи или не создаём как раз-таки из-за получения любви или её недостатка в жизни. Любовь - то, к чему нужно стремиться; то, о чём нельзя забывать, - считает Елизавета Логинова.

Елизавета Логинова

Впервые в составе учеников ЦМШ в Омск приехал и фаготист Андрей Грач. Редкость, ведь во всей музыкальной школе всего 8 учеников учатся играть на этом инструменте.

- Музыкант всегда готов к тому, чтобы куда-то быстро приехать, что-то потрясающее сыграть и уехать обратно. А, возможно, и никогда не уехать обратно (подмигивает). Фагот - инструмент необыкновенный. Во-первых, у него есть имя - Гранд Бальдр (это бог из скандинавской мифологии). Во-вторых, он иногда разговаривает, но это секрет (улыбается).И главное, у каждого инструмента есть душа. Это не просто деревяшки. Инструмент тоже чего-то хочет, чего-то требует, что-то чувствует. Поэтому из него и выходит музыка. На водопроводной трубе не получится взять и сыграть - потому что это не человек. А инструмент - это человек. Поэтому мы как два друга прилетели в Омск, чтобы сыграть для вас, - рассказывает Андрей Грач.

Андрей Грач

Сцена - бесценный опыт и часть обучения. Задача ребят - научиться презентовать публике всё наработанное в классах ЦМШ. Они делают это с блеском. И речь не только об исполнительском мастерстве. Так как, например, для фагота произведений написано не так много, музыканту порой нужно самому создавать материал и уметь делать переложения сочинений. С этого года в Академии исполнительского искусства появился новый модуль обучения под названием "инструментовка".

- На этом занятии мы перекладываем фортепианные произведения для оркестра. Это важно уметь. Там важно слышать! У фортепиано - всё один звук. Ой, пианисты со мной не согласятся (смеётся), но нужно научиться делить этот единый звук на партии для десятка инструментов. Это ключевой навык, который нужно развить, чтобы научиться перекладывать. Бас - контрабасам и виолончелям. Мелодию - скрипкам. Какую-то особенно важную мелодию можно отдать альтам или виолончелям. Я виолончелям обязательно даю что-то интересное. Надеюсь на их братскую помощь. Это очень интересно, - рассказывает Адриан Маркевич.

Адриан Маркевич

Премьерой в Омске стал ансамбль учеников ЦМШ. Ещё одна важная ступень обучения. По словам юных профессионалов, в нём развивается умение слушать партнёра, и ты в этот момент учишься уважать общую музыкальную идею, которую ещё нужно уметь считать по нотам. Арфистка, виолончелисты и флейтистка открывают концерт, исполняя "Вальс цветов" Петра Ильича Чайковского. Переложение оркестровки этого сочинения для квартета с оркестром сделал сам Адриан.

- "Вальс цветов" - очень удобная вещь для переложений. Чайковский написал абсолютно просто: аккомпанемент и солисты. Только у него солисты - они в оркестре: флейта, кларнет, группа валторн. По сути, всё, что мне было нужно, - раздать всем свои партии. Флейту я отдал флейте, кларнет я сам сыграл, а за группу валторн будет виолончелистка Оля Ушакова. Аккомпанемент - на оркестре. Но не всегда так удобно - композитор же обычно не думает, что его сочинения будут перекладывать (улыбается), - поясняет Адриан. - Если выражаться научным языком, то в русской музыке большой вес имеют побочные трезвучия. Если есть в классической западной музыке ход "соль-ре-соль", то в России так не делают - мы используем больше нот (улыбается). Вот вам и широта нашей души - нам нужно больше нот!

- Когда я играю "Вальс цветов", я представляю тюльпаны. Хотя мои любимые цветы - это ромашки. Не которые искусственно выращены, а вот настоящие ромашки с поля. Люблю жёлтые, белые… Ромашки много уюта создают! Я сегодня на концерте, кстати, впервые исполняю вальс - очень люблю! - делится виолончелистка Ольга Ушакова. - А ещё я очень люблю эту сцену. Потому что я родилась в Омске, жила здесь до шести лет, и я приходила на концерты детские сюда и каждый раз мечтала выступать на этой сцене. Мне всегда было интересно, что за дверьми на сцену, что там за кулисами? И когда я приехала сюда выступать первый раз, у меня такой восторг был!

Ольга рассказала, что по-прежнему верит в силу своего талисмана. Но со временем появляются новые значимые вещицы, которые придают сил.

- Я мечтала научиться плести из бисера. Я научилась, и вот это колечко - мой новый талисман - это самое первое, что у меня получилось в плетении. Оно было тёмного кораллового цвета, а сейчас он от мыла - от всего подстёрся, потому что я его почти никогда не снимаю. Только на репетицию или позаниматься на виолончели. Сейчас я хочу научиться рисовать комиксы. Я хочу придумать каких-нибудь персонажей. Я вот перед репетицией в блокноте нарисовала себя в каком-то странном необычном стиле: у меня там обычная голова, а глаза - шары больше головы. Они не просто круглые - они вытянутые. Странно, но мне нравится (улыбается). Если жить без мечты, без веры в чудо - жизнь будет серая и скучная. Это знаете, как серое ведро, в котором масса склизкая и отвратительная. А волшебство - оно должно быть! Поэтому я хочу сделать фантастический комикс и придать всему яркие краски, - делится планами и мечтами юная звёздочка.

Ольга Ушакова

Музыканты убеждены: быть артистом на сцене необходимо. Но если понимаешь, что нотный текст в момент волнения может испариться из памяти, - экспериментировать с изображением героя не стоит. Сосредоточиться и показать максимум своих возможностей - лучший план. Верить в себя исполнителю необходимо, как дышать. Потому перед выходом к публике, каким бы сложным ни был репертуар, ребята помнят: если играть с самоотдачей и относиться к каждой ноте с ответственностью - всё получится.

Виолончелистка Зоя Дуденкова готовится исполнить "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Бородина. Волнуется, но знает, как справиться с собой.

- Музыка Бородина - она очень стремительная. Это, можно сказать, постоянный бег. Насколько я знаю, Бородин был моральным бойцом и трудностей никогда не боялся. Мне кажется, не важен возраст музыканта. Важно качество его исполнения. Поэтому деления на детскую музыку и взрослую не существует. Хотя, может, детское - это "Курочка Ряба", а взрослое - допустим, какой-нибудь Дворжак. Но нет, если взрослый человек будет играть детский этюд Дотцауэры - это нормально, главное, ему это сделать хорошо и выразительно, - считает Зоя Дуденкова.

Зоя Дуденкова

Во время игры главное - не противоречить своим чувствам и не забывать о том, что ноты и музыка - это язык общения с публикой. И говорить стоит, лишь когда сам понимаешь, о чём этот разговор. Бессмысленное щебетание пусть остаётся сорокам, а на сцену выходят с идеей.

- Когда ты представляешь, о чём ты играешь, всегда легче. Мы исполняем русскую музыку и говорим о нашей душе. А у русского человека она одновременно и шумная, радостная, весёлая, и в то же время очень утончённая, нежная, - отмечает скрипачка Софья Казакова.

Софья Казакова

Да, круглосуточная работа над собой - это жизнь студентов ЦМШ - Академии исполнительского искусства. Но без своевременного отдыха добиться высоких результатов практически невозможно. Но Александр Колесников признаётся, что иногда предпочитает менять смычок на лобзик.

- Играть на скрипке - непросто, а вот лобзиком вообще несложно, это так весело и интересно. Это как рисовать, только пилить. Я вырезаю из фанеры разные музыкальные инструменты - фортепиано, виолончель, скрипку. Я буду их дарить своим одноклассникам на выпускной из четвёртого класса. Объёмно сделать сложно, поэтому пока у меня изделия плоские. У меня есть маленькая мастерская: лобзик ручной. Я вырезаю детали и потом крашу морилкой. У меня даже сейчас в Омске, в гостинице, работа над подарками не останавливается. Одна скрипка в морилке лежит. Сейчас приду туда - достану, - рассказывает Александр Колесников о своём хобби.

Александр Колесников

Конец учебного года и конец филармонического сезона почти совпадают. Впереди у музыкантов экзамены, ведущие их в следующий класс. Поэтому мы с ребятами решили начать готовиться к лету и составили список дел, с помощью которых можно легко попрощаться с накопившейся усталостью. Ведь яркая насыщенная жизнь отдых не исключает, верно? Итак, мы объединили в чек-лист советы от музыкантов, ставших за этот сезон нашими добрыми друзьями:

  • Отправиться на пикник с близкими людьми
  • Принять тёплую ванну
  • Покататься на велосипеде
  • Отправиться в путешествие по Золотому кольцу
  • Покататься на роликах со склона
  • Зажечь на танцполе
  • Посетить Суздаль и Сергиев посад
  • Нарисовать авторский комикс
  • Сходить на концерт не академической классной музыки.

Выполняем всё вместе с учениками ЦМШ и ждём их концерта в следующем сезоне! Уверены, без хорошей музыки и смелых экспериментов они нас не оставят. Познакомиться поближе с участниками концертов от Академии исполнительского искусства вы можете в наших специальных интервью.

Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева
1 / 36  •  Ученики Центральной Музыкальной Школы - Академии исполнительских искусств выступили на сцене Органного зала Омской филармонии. Фото: Елизавета Медведева

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также