Почему классический роман в основе либретто обрекает постановку на успех? И как жанр изменился за последние 20 лет? Разбираемся с артистом мюзиклов Максимом Заусалиным. Его вы, скорее всего, знаете как Короля из "Всё о золушке" (6+), Порфирия из "Преступления и наказания" (16+) или распорядителя из "Анны Карениной" (12+).
- Максим, мюзикл - для вас это какие три эмоциональных состояния?
- Радость. Только радость. На мой взгляд, мюзикл - это здорово. Чем больше в нашей жизни музыки, чем больше радости в ней - тем лучше. Надо же стараться жизнь прожить улыбаясь и не умирая в быту.
- В профессии важно верить в себя? Или только, сомневаясь в себе, актёру можно расти?
- Смотрите, живой организм непредсказуем, и это естественно. Ты всегда будешь сомневаться и волноваться, но перед любым выходом, да и вообще в жизни, нервировать себя - далеко не лучшая идея. Нужно убедить себя в своей правоте. Даже если есть собственные сомнения. Ты всегда должен знать лишь одно: ты в себе уверен (улыбается). Знаете, вера в себя не рождается просто так. Этот навык вынашивается и вымучивается. Так сказать, результат многолетнего самоубеждения.
- Вы ведь в мюзиклах, можно сказать, с самого появления жанра в стране. Какие изменения видны за последние 20 лет в подходе к работе и к отношению к этому жанру в целом?
- Те, кто, как я, считаются "дедушками" русского мюзикла, но я утешаю себя, что я ещё молод (смеётся). "Дедушки" мюзикла - те, кто начинали с "Метро" и "Нотр-Дам-Де-Пари". Все мы были ребята от сохи. Ни у кого не было специального мюзиклового образования. С миру по нитке: кто-то прекрасно поёт, но плохо двигается (он свой конёк пытается продвинуть в этом жанре), кто-то, наоборот, прекрасно двигается, но не обладает сильными вокальными данными, у кого-то сильная драматическая основа, но опять же вокальные данные не такие, как хотелось бы. Вот так теперешние "дедушки" мюзикла, можно сказать, создавали жанр. Определённо, сегодня он вырос, просто потому что и спектаклей стало больше, и народу в них больше. И мы же сейчас практически со школьной скамьи готовим артистов. Это круто. Молодые гораздо более умелые и талантливые, чем мы. Поэтому и спектакли качественнее и зрелищнее.
- Получается, артисты не сразу были в жанре синтетическими? Кто-то брал пластикой, кто-то - игрой, а кто-то - вокалом. Максим, а на что вы делали ставку, выходя на сцену?
- На талант (смеётся). Козырей в карманах нет, публику не подкупить. Ты просто стараешься делать своё дело не лукавя, от сердца. Делать на разрыв души, до разрыва аорты. Если кто-то в зале на это откликнется, ты это почувствуешь. И значит, ты на верном пути.
- А что скажете о том, что происходит за кулисами мюзикла? Постановочный процесс изменился за 20 лет?
- Мы, естественно, стали много брать с западной стороны относительно подхода к работе просто потому, что в этом жанре за границей чисто физически больше преуспели. Но понимаете, не важно, как ставится мюзикл, важно, про что он. И в нашей стране ставка на смысл.
- То есть сила мюзикла - в либретто?
- Да, должен быть фундамент.
- И тогда этим можно объяснить успех спектаклей, в которых вы участвуете? Например, то же "Преступление и наказание" или "Анна Каренина"?
- Да. Мюзиклы по классике обречены на успех. Материал в идейном смысле очень долго вынашивался авторами. Они уже нелегкомысленные. Поэтому опираться на великие романы безопасно. Эта работа уже победила, она уже в фаворитах у большого пласта публики. За постановщиками остаётся только грамотно составить либретто. Чтобы потом люди, идущие в театр с предубеждением: "Испортили, извратили", оказались неправы. Я, кстати, не суровый консерватор. Я вполне могу экспериментировать, но в рамках приличия (улыбается). Вот, кстати, в "Выходных мюзикла" поучаствовал.
А вообще, беда современных драматургов - поверхностность. Они работают очень быстро, в очень краткие сроки, и тут чисто физически хороший материал маловероятно получится. А если у спектакля прекрасный фундамент, то, каким бы ни был режиссёр (актёры не дураки, сами в этом случае поймут, про что играть), на выходе получится выигрышный продукт.
- Вы играли в "Карениной" дважды в жизни. В 2014-м в театре "У Никитских ворот" (Вронский), а сейчас в Московском театре оперетты (Распорядитель). Успели разобраться: "Кто же ей вручил, я не знаю: мудрый наш творец или змей - этот дар любви, что так пылает в ней?"
- Даже вопросы нельзя такие задавать (смеётся). Понимаете, любовь - она же движущая сила всего в этом мире. Всё творится только из любви - остальное, так сказать, погрешности нашего бытия.
Фото: Юлия Губина