"Я всё время говорю "я". А что такое "я"? Молодой человек, жаждущий удовольствий, но ради куска хлеба не брезгающий никаким ремеслом. Сегодня - господин. Завтра - слуга. В зависимости от прихоти судьбы. Трудолюбивый по необходимости, но ленивый до самозабвения. В минуту опасности - оратор. Когда хочется отдохнуть - поэт. При случае - музыкант. Я всё видел. Всё испытал, всем занимался,
а затем безумно влюбился…"
Так свои карты на протяжении десяти лет знаменитый "гроза мужей, любимчик жён" Фигаро раскрывает перед зрителями спектакля Евгения Писарева "Женитьба Фигаро". Постановка идёт в Театре имени Пушкина с 2014 года. На каждом показе всё это время в главной роли публика встречала Сергея Лазарева. Да, певец с обаянием, немедленно поражающим аудиторию "в самое сердце", - актёр по образованию, знающий толк в "мхатовских паузах". Однако в сентябре прошлого года артист оставил театр.
Играл эту роль 10 лет. Решил, что надо поставить красивую жирную точку. А возможно, троеточие. Не знаю, как пойдёт... Уверен, чтобы начать что-то новое, нужно, чтобы старое завершилось. 10 лет - это красивая цифра для точки, - отметил в своём телеграм-канале Сергей Лазарев.
Теперь в главной роли "короля интриг" на сцену Театра им. Пушкина выходит Артём Ешкин. Но заметим, именно премьерный состав артистов волею не судьбы, а профессионализма сделал комедию положений одной из самых востребованных постановок труппы. Остроту истории и "жизнь на сцене" запечатлели. В рамках проекта Theatre HD киноверсия спектакля была показана в нескольких городах, в том числе и в Омске.
По вторникам и воскресеньям в кинотеатре "Слава" для жителей города включается портал-связь с мировым искусством. Да, просмотр постановок на экране не заменяет реальную магию пространства, где ты смеёшься сквозь слёзы, понимая, что на сцене история про тебя. Но суть проекта - не "влюбить в театр", а расширить зрительское представление о нём. Дать публике возможность стать частью большого искусства, что порой физически невозможно в виду географического положения.
- Когда мы только открыли кинотеатр, стали думать: что уникального мы можем предложить нашим зрителям? Началось сотрудничество с проектом "Театр HD". Они тоже были довольно молодыми: запустили проект летом 2012 года, а мы открылись зимой 2012 года. Очень откликнулась их идея и миссия, поэтому мы решили попробовать, - рассказал "Омск Здесь" директор кинотеатра "Слава" Дмитрий Савельев.
Пользуется ли спросом у публики проект "Театр HD"? Или сотрудничество держится на понимании сверхзадачи?
- Конечно, мы понимали, что это будет проект для узкой целевой аудитории, которая любит театр. К счастью, Омск - театральная столица, и любителей этого вида искусства у нас достаточно много. Поэтому постановки пользуются спросом, особенно с участием именитых российских и зарубежных актёров. Зрители есть всегда. Особенно много желающих в конце декабря и начале января, когда людям хочется проникнуться праздничным настроением, поэтому на балет "Щелкунчик" почти всегда sold out. Любят наши зрители "Золотую маску", мюзиклы, документальные фильмы про художников и их творчество.
Есть ли постановка, которую бы хотели увидеть на экране своего кинотеатра?
- В целом над репертуаром проекта работают профессионалы. Обычно каждый месяц всегда показывается несколько балетов, опер, спектаклей, мюзиклов и документальных фильмов. Это сделано для того, чтобы каждый нашёл то, что ему по душе. Лично нам, конечно, хотелось бы привлечь зрителей. Думаю, можно добавить в репертуар больше русской классики, чтобы заинтересовать школьников и студентов. Это была бы отличная возможность разнообразить их культурную жизнь и освоение учебной программы.
Кстати, пьеса Пьера Огюстена Карона де Бомарше "Севильский цирюльник", по которой поставлена "Женитьба Фигаро", входит в программу по литературе старших классов. Несколько лет назад режиссёр Театра им. Пушкина Евгений Писарев обращал внимание, что герой пьесы - противопоставление сердитым людям, заполонившим сцены театра в 2014-м. "Колючая" сцена не слишком привлекала, а персонажи вроде Гамлета симпатий в зрителе не будят - груз нерешённых проблем всё-таки никому не нужен. А вот красивый герой, который стойко встречается с превратностями судьбы, но сохраняет при этом лёгкость и оптимизм, способен к себе притянуть. Он будто транслирует: "Да, жизнь тяжела, но так прекрасна!".
Драматизировать бытие - конечно, сладкое удовольствие, однако нельзя забывать, что это одновременно и якорь, который тормозит течение твоей жизни. В то время как юмор и самоирония в любой непонятной ситуации спасают положение.
- Я очень рада, что получилось посмотреть эту постановку с участием Сергея Лазарева, так как он пока не будет играть в театре. И наверное, если бы я специально поехала на неё в Москву, пожалела бы. Так что рада, что гештальт закрыт таким образом. Хороший спектакль, но надо сразу понимать, что, если Сергей Лазарев - это не значит, что гарантировано феерическое шоу, которое ты каждый раз видишь на его сольных концертах. Здесь Фигаро, а не Лазарев. Понравилось, что киноверсия спектакля получилась живой, иногда казалось, что ты находишься в театре, а не в кино. Но здесь скорее нужно отметить работу режиссёра именно съёмочной группы. В спектакле красивые декорации и костюмы, но ожидаемого темперамента, лёгкости, музыкальности я не увидела. Я ждала, когда Лазарев удивит вокалом (почему режиссёр не использовал это?), но увы. Но финальный монолог Лазарева-Фигаро особенно запал в душу. Из зала я вышла с вопросом: что хотел мне показать режиссёр - классику на современный лад или классическую современность? В финале хотелось спросить: что это было, что он хотел сказать? - поделилась впечатлением после просмотра киноверсии спектакля в Омске зрительница Дарья.
- Зритель режиссирует вместе с тобой - тебе это иногда может не нравиться, потому что ты считал "это проходное", а зритель на это как раз реагирует. Ты считал, что это очень важное, а зритель (нарочито зевает) заскучал. Но не учитывать это и не любить зрителя - нельзя, - считает Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина. - Я часто говорю артистам: если вы думаете, что будете делать ровно то, что я прошу и я буду счастлив, - вы глубоко ошибаетесь. Вот я его что просил - ровно то он и сделал. Это скучно. Если ты рассказал мне то, о чём даже я не догадываюсь, тогда это настоящая творческая работа. Как говорили настоящие артисты: я знаю о роли всё и ещё одну маленькую вещь. Только тогда рождается соудивление! Необходимо возбуждать друг друга на творчество.
Евгений Писарев - режиссёр не только драматических спектаклей. В числе его постановок оперы и мюзиклы "Звуки музыки", "Шахматы", "Кабаре" (18+). Обо всех тонкостях работы он рассказал в интервью в одном из выпусков программы "Нелёгкий лёгкий жанр" телеканала "Продвижение".
Режиссёр предпочитает ставить драмы весело, а комедии - максимально серьёзно. В переплетениях интриг и страстей "Женитьбы" он водит зрителя по лезвию ножа. Кому верить? В "чистоте" чьих умыслов не сомневаться? И даже последняя фраза Фигаро - вопрос.
"Я был беден - меня презирали.
Я выказал незаурядный ум - родилась ненависть.
Надеюсь, что красивая жена и состояние принесут мне счастье?!"
Всё-таки в спектакле его задаёт Сергей Лазарев. Находит ли герой ответ… Знает лишь Фигаро. А сегодня (1 апреля) артисту исполняется 41 год. Его песни звучат со всех сторон. Узнаем, на сколько они проникли в ваше подсознание?
Главное фото создано с помощью Midjourney