Виолончель, фортепиано, флейта, арфа и скрипка вновь зазвучали в Органном зале Омской филармонии с особенными интонациями. На сцене - молодые исполнители из Центральной музыкальной школы - Академии исполнительских искусств: Александр Аморос (скрипка), Ольга Ушакова (виолончель), Софья Казакова (скрипка), Александр Колесников (скрипка), Зоя Дуденкова (виолончель), Таисия Туманская (флейта), Адриан Маркевич (виолончель), Анастасия Красикова (арфа), Георгий Мазуров (фортепиано). Вместе с Камерным оркестром артисты исполнили сочинения европейских классиков - музыку композиторов Испании и Франции.
В программе "Каникулы в Европе" - признанные шедевры, юные музыканты играют сложные произведения, которые как правило исполняются музыкантами с большим опытом. Ученики Академии исполнительских искусств берутся за произведения французского виолончелиста и композитора Жан-Батиста Бреваля, который сам является исполнителем большинства мировых премьер своих сочинений, испанского скрипача и композитора Пабло де Сарасате, композитора Хоакина Родриго - одного из крупнейших виртуозов испанской музыки XX века. Прозвучали на омской сцене произведения испанского виолончелиста и композитора Гаспара Кассадо. Разнообразие тембровых и динамических красок делают его сочинение ярким и эмоционально насыщенным. Обратились юные музыканты и к искусству Камиля Сен-Санса, которому свойственны образы светлой лирики.
Конкуренции между молодыми музыкантами нет, скорее, наоборот, - они готовы подставить друг другу плечо. Так, например, Александр Аморос создал переложение не только для своего выступления, но и помог однокласснице - флейтистке Таисии Туманской.
Таисия Туманская
- "Фантазии для джентльмена" - это произведение Хоакина Родриго для гитары. Композитор писал эту музыку не для флейты, а переложение для оркестра специально для меня сделал Александр Аморос, - поделилась Таисия Туманская. - С Омским камерным оркестром мы сыгрались на второй раз, в первый раз, конечно, были сложности. Я играла уже с ним в третий раз. Дирижёр бывает строгий в те моменты, когда что-то не сходится. А когда идёт всё хорошо, он в принципе должен быть доволен. Сегодня, надеюсь, таким был (улыбается).
Сам Александр Аморос исполнил в Омске "Испанский танец" Фалья. Говорит, что оно ему подходит и по темпераменту - музыкант родом из Каталонии. А так как у испанцев ритм и мелодичность в крови, Александру удалось создать атмосферу Испании в Сибири.
Александр Аморос
- Публика должна вникать и представлять изящество испанского танца - представлять горячую женщину, танцующую в красном платье. Музыкант должен показывать её мощь, передать темперамент и эмоции. - отметил скрипач. - Я очень люблю делать аранжировки, и, если публике нравится, для меня это мотивация продолжать работать в этом направлении дальше. Вообще я считаю, что нужно знать все области в музыке, не только исполнительскую, но и теоретическую, гармоническую. Человек в принципе несовершенен, и есть к чему стремиться. Для меня вообще радость, что мои аранжировки взяли в этот концерт. Дирижёр их оценил, но главное, чтобы они понравились зрителю.
А вот "Цыганские напевы" прозвучали благодаря виолончелисту Адриану Маркевичу, который также знаком омской публике. С дирижёром Григорием Вевером они уже на ты, поскольку на сцене сразу возникло взаимопонимание.
Адриан Маркевич
- "Цыганские напевы" Сарасате - испанское произведение для скрипки. Мы сделали переложение для виолончели с оркестром. Это произведение сложно сыграть так, чтобы оно интересно звучало не только с точки зрения техники, но ещё и с точки зрения музыки. Важно показать какие-то неожиданные состояния - в нём есть медленная часть и быстрая. Но кроме этого, нужно придумать что-то ещё, здесь есть воля фантазии. Мастерство музыканта и состоит в том, чтобы удивлять, перестраиваться на какое-то неожиданное состояние. И я этому учусь, повышаю своё мастерство, - поделился Адриан Маркевич.
В Омске многие из ребят играют не в первый раз, и зритель уже успел соскучиться по юным виртуозам. Музыканты признаются, что и сами ждут "сибирские гастроли".
- В Омске всегда очень праздничная атмосфера, и я всегда играю здесь с большим удовольствием, - рассказала скрипачка Софья Казакова. - В этот раз я исполнила два произведения: "Размышление" Массне и "Цапатеадо" Сарасате. Первое - лирическое, о любви, а пьеса Сарасате - испанский танец, яркое произведение со множеством разных штрихов. Играешь его и чувствуешь пристукивание каблуками, звук кастаньет. У французского композитора в "Размышлении" больше нежности и лиричности, и, конечно, оно по характеру отличается от испанского "Цапатеадо".
Софья Казакова
Юные музыканты признаются, что за время гастролей у них накапливается усталость, но они никогда не покажут её на сцене.
- Выступление в Омске всегда волнительно для меня. Если я сыграю не очень хорошо, зрителю, соответственно, не очень и понравится. А ведь они купили билет на хороший концерт. Сегодня я играла относительно новое произведение. Сначала меня пригласили играть его в Санкт-Петербурге, а потом решили сделать это в Омске. Сказали: "Оля, иди учи!", и Оля пошла учить (улыбается). У нас была очень красивая композиция "Лебедь" Сен-Санса из сюиты "Карнавал животных", которую мы исполнили с арфисткой Анастасией Красиковой, - поделилась после выступления виолончелистка Ольга Ушакова.
Ольга Ушакова
Арфа придала музыкальному вечеру лиричности. Неслучайно в стихах Томаса Мура есть строчка: "И арфы звук, что всех нежней".
- Арфу часто сравнивают с чем-то божественным, и это сразу завлекает слушателя, у нас даже есть приёмы, которых нет у других инструментов, - отметила Анастасия Красикова, которая впервые выступала в Омске. - Играть с оркестром - для меня новое ощущение. Ты становишься частью композиции, ты уже не целиком владеешь композицией, а являешься его частью. Это, конечно, ответственность не меньше, чем при сольном исполнении. Я сделала акцент на том, что нужно слушать, что происходит вокруг тебя, задача не в самом исполнении, а в наблюдении за игрой других музыкантов. С оркестром мы играли "Интродукцию и Аллегро" Равеля, а с виолончелисткой исполнили "Лебедя" из сюиты "Карнавал животных" Сен-Санса. Может быть, случайно совпало, что были выбраны произведения, которые объединяет одна особая атмосфера, создаётся особая аура.
Анастасия Красикова
Несмотря на свой юный возраст и горячий зрительский приём, музыканты относятся к себе со здоровой долей самокритики: знают, где им необходимо "подтянуть" технику и продолжают работать над собой.
- Я играл "Баскское каприччио" Сарасате, это произведение состоит из двух частей. Первая - не быстрая, но и не медленная, а вторая часть именно на технику быстрая. Мне больше нравится вторая часть, и я думаю, что можно улучшить игру, - сделать быстрее темп; и потом я попробую это сделать, на это надо время, - поделился скрипач Александр Колесников, который в Омске уже второй раз.
Александр Колесников
- Я сыграла "Аллегро Аппассионато" Сен-Санса и романс Габриэля Форе. Первое произведение нужно играть ритмично, очень чётко, чтобы были выиграны все ноты, а в романсе при игре должны звучать красивые вибрации. Маэстро Вевер - добрый и общительный, мы с ним на одной волне. Вообще я люблю романс, и играть его с оркестром в этот вечер мне было очень приятно, - отметила виолончелистка Зоя Дуденкова, которая также не первый раз радует своей игрой омскую публику.
Зоя Дуденкова
Совсем как дома в Омске чувствует себя пианист Георгий Мазуров, который родом из Новосибирска. В отличие от других солистов вечера, родной инструмент по объективным причинам он не привёз с собой. Но к непредсказуемости он уже привык - это закаляет характер музыканта.
- Каждый выход на сцену для меня как лотерея, я не знаю, что мне попадётся. В этот вечер рояль мне понравился - звук летит, акустика хорошая. Конечно, нужно и с оркестром поймать этот контакт, флюиды. Мне кажется, нам удалось уловить эту связь, и мы сыграли прекрасную музыку - "Свадебный пирог" Сен-Санса, - признался музыкант.
Георгий Мазуров
Напомним, что ранее мы со звёздочками классической музыки - учащимися Центральной музыкальной школы - искали человеческие черты характера в звучании арфы, виолончели, скрипки, флейты и фортепиано.
Уже скоро "Омск Здесь" запустит серию интервью, в которых будет ближе знакомить вас с юными музыкантами, отдающими своё сердечко классике. А пока смотрите фоторепортаж с концерта "Каникулы в Европе" и проникайтесь атмосферой Испании и Франции.
Фото: Илья Петров