Сегодня, 21 февраля, в музее имени М. А. Врубеля журналистам показали экспонаты, которые будут выставлены на выставке, посвящённой юбилею учреждения. Сейчас специалисты реставрируют вышитые панно второй половины 19 века. Две вышивки гобеленовым швом подарил музею ещё в 1980 году один из жителей Омска, и только несколько недель назад дошла очередь до этой вышивки.
- К сожалению, историю их происхождения и бытования мы не знаем. Были они в Омске, в семье бытовали, а как они оказались в городе и в той семье - неизвестно. Где были куплены и произведены - остаётся догадываться. Они были очень загрязнены, даже рисунка почти не было видно. Есть надежда, что после реставрации мы сможем лучше изучить сюжет. А особенности вышивки позволят ответить на некоторые вопросы. Мы предполагаем, что это Западная Европа, но пока этот факт под вопросом. И где-то середина-вторая половина 19 века. Одно панно почти расчистили. Сюжет до конца неясен: мы видим, что две мужские фигуры обнимаются на фоне какого-то городского пейзажа и рядом стоит лошадь. Мы предполагаем, что это библейский сюжет "Прощание Давида с Ионафаном", - рассказал хранитель декоративно-прикладного искусства Игорь Глазов.
Вышивки были натянуты на подрамник и одеты в рамы, как картины. В Омск они могли попасть как угодно, рассуждает хранитель, например, во время Гражданской войны, но точных сведений нет. И даритель не смог пояснить, откуда в их семье появились эти два панно.
Но, безусловно, эти работы представляют ценность. Хотя бы потому, что в их создание было вложено много сил, терпения и времени мастера. Как пояснила реставратор музея по тканям Елена Галенбикова, на восстановление только одного панно у неё уйдёт несколько месяцев. Теперь можно представить, сколько времени на вышивку ушло у мастерицы. Специалист обратила наше внимание на края ткани. По ним видно, что это не отдельные обработанные куски ткани, а вырезанные "картинки" из основного большого сюжета. А вот какого размера было основное полотно, можно только догадываться. Но прежде чем приступить к восстановлению вышивки, нужно очистить панно от грязи.
- По характерному загрязнению понятно, что они висели под наклоном, потому что верхняя часть панно загрязнена сажей больше, чем нижняя. И, скорее всего, висели над камином. Прежде чем приступить к очищению, нам надо было укрепить бисер на вышивке. Если бы сразу начали чистить, то он мог потеряться и мы бы его не нашли, - отметила Елена Галенбикова.
Пришлось искать не бисер, а иголки, чтобы пришить его. Дело в том, что наши современные иголки слишком толстые и не проходят в данный бисер. В итоге реставраторы использовали в работе очень тонкие индийские иглы № 13.
- Вышивка панно выполнена гобеленовым швом. Это не сам гобелен, а его имитация. Если бы вышивали простыми нитями, то можно было бы сказать, что работа выполнена в технике полукрестом, но, так как использовалась шерстяные нити, то техника называется гобеленовый шов. У настоящего гобелена другой шов: горизонтально размещают нити, а потом протягивают через них цветные. Мы рассматривали канву, на которой сделана вышивка, скорее всего, она из каких-то растительных волокон, - уточнила реставратор.
Настоящий современный гобелен
Специалисты промывали вышивку щадящими составами с помощью фильтрованной бумаги. Тампонировали состав на вышивку, и грязь уходила сквозь неё вниз на бумагу, которую часто меняли.
- Три недели веду промывку. После начнётся процесс восполнения недостающих частей панно. Если посмотреть на него на просвете, то на тех местах, которые светятся, нет нитей. Эти пробелы мне предстоит восполнить шерстяными нитями в цвет вышивки. А нити 19 века и современные не отличаются - шерсть она и есть шерсть, - пояснила Елена.
К выставке, посвящённой юбилею музея, будут реставрировать ещё много интересных вещей. Например, два веера: из страусиных перьев, слоновой кости и шёлка. В музей они поступили где-то в 1928-1937 годах.
Веер из страусиных перьев датируется началом 20 века. У него нет крепления, которое предстоит восстановить, чтобы веер смотрелся цельным. Сами перья от времени стали хрупкими и осыпаются, но их аккуратно почистят специальным реставрационным пылесосом.
Белый веер из слоновой кости был сделан в Китае, предположительно в начале 19 века. Его необходимо почистить. Основу будут очищать от грязи кисточками. Но уже сейчас можно рассмотреть красивый сложный рисунок. Начинается он цветочным орнаментом, потом ярусами переходит в бытовые сценки. Весь рисунок вырезан и создаёт впечатление 3D-картинки. Можно часами любоваться работой китайского мастера, разглядывая мельчайшие детали. Экран веера сделан из шёлка, на котором выполнена двусторонняя вышивка гладью, между собой шёлк проклеен бумагой.
- Тут придётся очень аккуратно чистить, чтобы не нарушить клеевой состав, и в то же время очистить от загрязнения. Очень аккуратно сухими, полусухими средствами. Главное - не мочить, потому что клей может отойти или от него пойдут разводы. Кое-что отошло, нужно подклеить, - уточнила реставратор.
Ещё на выставку пойдут отдельные элементы, украшения для церковных облачений (19 век). Они лежали в фонде и никогда не выставлялись и не показывались ранее. Их нужно очистить от грязи и пыли, подтянуть кое-где нити, и можно выставлять. Эти вещи сохранились в хорошем состоянии и даже ещё поблёскивают.
Предстоит реставраторам почистить и оклад от иконы Богоматерь Толгская, датируемый второй половиной 18 века и началом 19 века. Оклад поступил в фонд музея в 80-х годах прошлого века из Эрмитажа. Нужно почистить бисер, жемчуг, кораллы. Восстановить утраченный левый уголок. Несмотря на то, что оклад сейчас грязный, он всё равно блестит.
К сожалению, другой экспонат сохранился не так хорошо. Дамский зонтик от солнца изрядно пострадал от этого самого солнца, но всё же нежный верхний купол остался почти в первоначальном виде, только загрязнился. А вот нижний слой из тонкого шёлка практически полностью утрачен. Он рассыпается на мелкие кусочки от малейшего прикосновения. Верхнюю часть зонта почистят, а вот нижнюю придётся реконструировать.
Полюбоваться всеми этими историческими предметами во всей красе можно будет в конце года на выставке, приуроченной к юбилею музея.
Фото: Илья Петров