Накануне в Москве завершились "Выходные мюзикла" - праздник, который подарили фанатам жанра ГИТИС, Musical Universe и Москонцерт. Двухдневная программа показала срез всероссийской мюзикловой жизни: на сцену Москонцерт Холла вышли не только солисты столичных театров, но и популяризаторы жанра в регионах страны: из Новосибирска, Республики Саха (Якутия), Екатеринбурга, Красноярска.
На одной площадке встретились и новые жанровые веяния, и проверенные проекты, зарекомендовавшие себя на большой сцене и ставшие своего рода визитной карточкой оригинального российского мюзикла. Так, "Алиса в Стране чудес" звучит со сцены в исполнении трёх Шляпников и трёх Белых Кроликов. Первая пара из Московского театра, вторая - из Петербурга, третья - из Новосибирска. Театральная компания Глеба Матвейчука создаёт проекты-франшизы, которые рождают постановки в разных городах страны, тем самым развивая жанр повсеместно и задавая стандарты качества.
В 2018 году Глеб Матвейчук создаёт партитуры для оригинального мюзикла на основе одноимённой сказки Льюиса Кэролла. Тогда он называет его "Лабиринты сна". В 2021-м меняет формат, масштаб и название проекта. Так на московской сцене появляется "Алиса в Стране чудес", которая покоряет сердца и умы тысячи детей и взрослых. А в 2022-м мюзикл отправляется в Северную столицу и в Новосибирск. В 2024 году легендарная сказка появится в Омске - мюзикл поставят в "Пятом театре". Об этом стало известно накануне.
- "Алиса" - спектакль дурной. Там отведено огромное место импровизации, сиюминутности и злободневности. У мюзикла гибкая структура, которая позволяет транслировать сегодняшний юмор. Он никак не вредит истории, потому что мы живём в фантазийном мире. Всё очень легко, но как бы легко - потому что там есть драматическая "подложка", - говорит актриса, исполнительница роли Красной Королевы Агата Вавилова. - Во всех постановках Красная Королева - разная. Я делаю большого сумасбродного ребёнка: увидела игрушку - захотела эту игрушку, ударилась об стол - виноват стол. А в других постановках она - каноническая злобная гадина. Мой единственный совет актрисе, которая будет играть её в Омске, - не пугайте детей!
Фишка этой мюзикловой компании заключается в том, что постановка "старого" материала никогда не производится "по кальке". Те же песни и та же история, но новый город и другая публика, а потому средства выразительности и даже идеи могут отличаться от уже реализованных. Однако есть и константы: правит бал в спектакле Красная Королева. Серенады ей поёт Белый Кролик (кстати, с тем самым исполнителем этой роли, взорвавшим соцсети, - Сергеем Веселовым мы уже публиковали интервью). А главной героине помогает с загадками Безумный Шляпник.
- Мы рассказываем историю. Каждая песня рождается от чего-то, для чего-то - всё должно быть оправданно. В этой истории есть и песни, и дурачества. Нельзя говорить, что это грустная или весёлая история, - это жизненная история. А её характеристика - это уже под каким углом на неё посмотреть, - замечает Павел Стукалов - исполнитель ролей Шляпника и Белого Кролика. - Этот спектакль, в частности, про умение отпускать, про умение жить здесь и сейчас, несмотря на обстоятельства. Важно слушать и слышать себя. И иногда важно принять действительность такой, какая она есть. В мире фантазий хорошо, но важно уметь себя отпускать. Ориентируясь на все наши хорошие фантазии, нужно творить настоящее. Жить в забвении нельзя. Изначально Шляпник же пытается удержать Алису в сказке, он не хочет её отпускать. Но если любишь - по-настоящему - как можно не отпустить? Поэтому любовь - это не всегда про быть вместе, к несчастью. Но во всех смыслах это счастливая история.
Какой станет "Алиса" в омских реалиях - пока интрига. Премьера постановки Глеба Матвейчука ожидается в "Пятом театре" в середине лета. А пока, по совету бывалых рассказчиков этой истории, включаем безумство, выкидываем серьёзные мысли и ждём чудес. Потому что старая добрая сказка должна оставаться прежде всего доброй.