Начнём с предыстории. 2023-й прошёл для меня под эгидой "познакомься с собой в непривычных условиях". Я каталась одна по ещё неизвестным мне городам России, искала и находила выход из неожиданных ситуаций, испытывала свою выносливость, стала жить одна. Проверить себя на прочность физическую и психологическую я собиралась и прыгнув с парашютом. Хотела сделать это в тёплый сезон во время отпуска, но не вышло. "Ответ Вселенной" на моё желание всё-таки настиг меня, но уже в зимнюю пору. Спасибо, что хотя бы в период оттепели, а не в 40-градусные морозы) В общем, возможность прыгнуть из самолёта в тандеме с опытным парашютистом стала для меня подарком судьбы, не иначе.
Что вообще такое "прыжок в тандеме"? Это когда ты прыгаешь не один, а вместе с инструктором. На прыгающего надевается специальное крепление, как у парашютиста, с одним лишь отличием - за плечами нет ранца. "Пассажир" крепится спиной к груди инструктора (вместо запаски)) и в небе перед выходом из самолёта "провисает" на своём проводнике. Получается, что все ответственные действия, как то сам прыжок, открытие парашюта, контроль полёта и даже приземление, совершает инструктор, а не тот, кому захотелось испытать новые ощущения. Последнему остаётся только не ограничивать себя в проявлении эмоций)
В день прыжка нам повезло с погодой. Не было ни снега, ни дождя, ни мороза, небо - чистое. Передо мной стояла задача - самая настоящая - по утру добраться до аэродрома Камышино, который находится километрах в 50 от моего дома. Сама я без машины, общественный транспорт ходит туда только днём. Но нашёлся попутчик. Это Никита, он тоже прыгает с парашютом, на его счету 60 "полётов" и интересная история с экстремальными увлечениями, переломанными костями и неукротимой волей к новизне. По дороге мы болтали и любовались красочным рассветом. Обратно меня тоже подвезли, но уже врач-парашютист Михаил. Сейчас в его коллекции более 120 приземлений, и все успешные.
Итак. На аэродром мы приехали к 10 утра. Там уже собрался авиационно-спортивный клуб ДОСААФ, с инструкторами которого мне и предстояло прыгнуть. Кроме меня, совершить прыжки собрались матёрые члены клуба и "перворазники" - ребята, которые впервые самостоятельно выходят в воздушное пространство с "куполом" за плечами. Таких же тандемников, как я, было ещё двое - обе девушки. Из них я была третьей в очереди. Поэтому первый и второй взлёт самолёта с "крылатыми" пассажирами я наблюдала с земли и даже снимала на память.
Вообще, всё началось со сбора в "парашютном домике". Там провели собрание клуба, поздравили именинников, обсудили планы на взлёты, свернули парашюты, уложили их в заспинный рюкзак, нарядились в "улётные" костюмы. "Перворазники" размялись, прошли инструктаж. И вот первая партия отправились в небо. А за ней и вторая. Пока я ждала своего часа и следила за полётом других, мне ни капли не было страшно. Даже до странного: ни волнения, ни паники, ни предвкушения. Не могу назвать себя бесчувственной, отчаянной или безразличной, но я была спокойна. Наверно, это называется смелостью. Так и гуляла по полям, следила за девушками, которые тоже прыгали в тандеме. Первой была Яна, я поймала её в момент приземления.
- Это так клёво, такие эмоции! Прям зашкаливают! Вау! Прыжок мне подарил мой молодой человек. А я давно мечтала об этом. У меня день рождения второго августа, это же День ВДВ, надо соответствовать. Ещё прыгнуть, конечно, хочется, но уже одной, - поделилась впечатлениями Яна.
Второй прыгала Светлана. Она отметила, что для неё самым кайфовым было свободное падение - пара десятков секунд до раскрытия парашюта. А по мере спуска на землю она уже попривыкла к новому, необычному состоянию. Мне же только предстояло это испытать и узнать свои ощущения и впечатления.
И вот моя очередь. Мне выдали оранжевый комбинезон, который нужно было надеть поверх моих вещей, - для "обтекаемости". Так что свою одежду я бы точно не порвала, как мне казалось изначально.
Моим инструктором был Роман Аникин, за его плечами - более 1300 прыжков с парашютом и далеко-далеко не первый с пассажиром. Он рассказал, как нужно группироваться при прыжке и во время "полёта", мы порепетировали. Я получила наставление не закрывать глаза в момент прыжка, иначе всё удовольствие коту под хвост. Потом поболтали с оператором Иваном, который должен был прыгнуть с нами и заснять мой дебют в небе. На голове у Ивана было две экшн-камеры - "большие" парашютисты и сами снимают свои воздушные вояжи таким образом. Так и подошло время отправляться в самолёт. Ух!
Летели мы на "Аннушке" - кукурузнике Ан-2. В салоне нас было человек десять - точно уже не помню, потому что концентрировалась на себе. С нами летела Юлия, которая готовилась совершить свой первый за последние несколько месяцев прыжок и безмерно радовалась этому, хотя и переживала, вдруг чего забыла. Более чем полугодовой перерыв случился у неё из-за проблем со здоровьем. Но небо - штука такая, оно всех парашютистов манит, несмотря ни на что, и после любой разлуки ждёт обратно в свои нежные облачные объятия. В этот раз у Юлии всё прошло успешно, она осталась довольна и ждёт новых полётов.
Прыжок был всё ближе. У меня по-прежнему ни паники, ни страха, ни волнения. Пока мы набирали высоту, я смотрела в иллюминатор, а за окном самолёта о чём-то пели покрытые снегом поля и заледеневший Иртыш. Наверно, они и убаюкали мою бдительность. Кстати, в самолёте было тепло, и мысли о том, что зимний прыжок с парашютом - это "бррр", улетучились. На высоте 3000 м Роман пристегнул меня к себе, Иван открыл дверь, и мы приготовились прыгать. Кажется, я даже не забыла положить голову на плечо инструктора и открыть ему обзор перед выходом в свободное пространство. "Провисай, Маруся!" А дальше…
Сознание обрывается. Я в воздухе, и у меня захватывает дух. Я ору на самых высоких нотах, на каких только могу, потому что происходит что-то абсолютно незнакомое для меня. Ни в коем случае не закрываю глаза, вижу землю в снегу, горизонт, небо. Кричу, потому что наконец-то страшно! Но это не страх высоты или боязнь упасть и покалечиться, а столкновение с неизвестностью в окружающем пространстве и в себе. Руки раскинуты в стороны, как крылья у птицы, и ты несёшься вниз, ничем не скованный, без тормозов, и даже прохлада воздуха незаметна. Потом хлопок по плечам - пора группироваться перед выпуском парашюта. И тут же резкий рывок вверх - парашют раскрыт. Мы переходим в режим парения, теперь нас ждёт несколько минут спуска. Инструктор управляет крылом, чтобы мы могли поворачиваться и разглядывать местность, геометрично разделённую лесочками на поля. Тут уж можно и обменяться впечатлениями с инструктором. Тут же я понимаю, что во время раскрытия парашюта забыла "прибрать" ноги. Но это и немудрено - в моменте сложно держать всё в голове, инструкции "покидают" её.
Скиншот видео, предоставленного Омским АСК ДОСААФ
Постепенно мы приблизились к земле. Перед посадкой ноги нужно согнуть перпендикулярно туловищу и придерживать их - с этим я справилась. Получается, что и сломать я ничего не смогла бы, - инструктор приземлил нас на свои две. А тут и оператор подоспел, он запечатлел моё состояние на видео. К тому моменту я уже пришла в себя, но до конца понять, что произошло, не успела, поэтому ничего связного сказать не могла. Участники авиаклуба поздравили меня с первым прыжком, и я пошла снимать с себя мандариновый костюм и пытаться осознать произошедшее.
Подведём итог приключению! Ноги мои целы, лёгкие тоже, одежда невредима, сама не замёрзла, голос немного сорвала, но это и понятно. Что я для себя поняла: если никогда не прыгал с парашютом, но очень хочется, пробовать лучше в тандеме с инструктором.
Во-первых, это действительно безопаснее: человек с большим опытом сделает все важные действия, а ваша голова в нужный момент не подведёт вас. Ведь во время любого дебюта, когда впервые сталкиваешься с новыми условиями существования и поведения, легко растеряться и забыть все инструкции и ЦУ. Во-вторых, когда не нужно концентрироваться на правильном порядке действий, можно полностью отдаться чувствам, ощущениям и эмоциям, а мне, собственно, этого и хотелось. В-третьих, это отличный формат, чтобы понять, тянет ли вас в парашютный спорт или вам достаточно полученных впечатлений. Я вот задумываюсь о том, чтобы овладеть навыком контролируемых полётов с парашютом.
И это история не про бешеный адреналин, а наоборот - про умение управлять "своими крыльями", быть чётким, точным и наслаждаться моментом. А пока можно пережить эмоции от первого прыжка с парашютом вместе со мной, посмотрев видео ниже!)
Фото автора